Пензенский троллейбус ― быть или не быть
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Вопросы о судьбе пензенского троллейбуса вновь на повестке дня. Мнения знакомых с темой людей и примеры из других городов — в нашем обзоре.

8686.jpg

Примеры соседей


Троллейбус — рогатое наследие советской эпохи — тяжело вписывался в новые экономические реалии. Небогатые муниципалитеты не успевали обновлять парки новыми машинами, контактная сеть изнашивалась.

Не все собратья пензенского троллейбуса пережили нелегкие времена. В 2015 году прекратил работу троллейбусный транспорт в Кургане, а через два года имущество перевозчика МУП «Городской электротранспорт» за бесценок ушло с молотка. 2017 вообще стал неудачным годом для троллейбуса. Астрахань так же лишилась своей сети в 2017 году. Поагонизировов несколько лет, канула в Лету троллейбусная система Липецка.

Есть и совсем колоритные истории. В Сызрани провода для рогатого транспорта натянули в 2002 году, а уже в 2009 последний экипаж сошёл с линии — за нерентабельностью. Еще драматичней развивались события в Архангельске.

Там в 2006 году движение троллейбусов было прекращено по финансовым причинам. Через полтора года его решили возродить, но протянул он всего несколько месяцев. Аварии на подстанциях парализовали систему, и троллейбусы отправились каждый своей дорогой — кто в другие города, а кто на слом.

Точки зрения


У горожан разные взгляды на эту проблему. Один из наших читателей, например, считает, что «троллейбус — это хорошо, но пензенский троллейбус — это плохо». Впрочем, большинство предпочитает поднять палец вверх.

Мы подготовили для вас мнения людей, которые сегодня или в недавнем прошлом были близко знакомы с этой темой.

Вот что сказал в недавнем интервью нашему порталу министр промышленности и транспорта Пензенской области Михаил Торгашин:

― Лично мое мнение: в городе-полумиллионнике должен быть троллейбус. Другой? ― да. Спасение троллейбуса в том, чтобы он был более быстрый, более комфортный. За счет оптимизации работы, за счет сокращения издержек троллейбус становится более рентабельным. Если три года назад перевозчику компенсировалось более 100 миллионов рублей, то в этом году сумма ― порядка 50 миллионов. В целом позиция министерства такова: надо сокращать количество автобусов малого класса в пользу экологичных видов общественного транспорта. Добавлю, если мы откажемся от троллейбуса сейчас, восстановить его вряд ли удастся.

Аналогичного мнения придерживается и бывший глава администрации Пензы и вице-губернатор Пензенской области Александр Пашков:

― Троллейбус нужен однозначно. С точки зрения финансов ― это муниципальный транспорт, его в любом случае надо дотировать, изыскивать средства. Безусловно надо обновлять троллейбусный парк. Современные троллейбусы имеют хороший разгон, они не будут создавать помех движению. Сотня троллейбусов может заменить тысячу маршруток, которые и являются главной проблемой на городских улицах. Понятно, что количество пассажиров в общественном транспорте снижается. Но в цивилизованном обществе, в развитых городах никаких маршруток нет.
Люди будут недовольны ― все привыкли выходить, где захочется. Но оттого ведь и заторы, что маршрутки останавливаются, где захотят. Но быстрый троллейбус, выдерживающий расписание, это быстро компенсирует. А благодаря программе «Безопасные и качественные дороги» дороги в городе стали настолько качественны, что поездка на троллейбусе будет не менее комфортна, чем в микроавтобусе или легковом автомобиле.


А вот и взгляд изнутри. Исполнительный директор ООО «Городской Электрический транспорт» (ООО «ГЭТ») Алексей Кузнецов:

― Троллейбус необходим. Это единственный экологически чистый и бесшумный транспорт, который сегодня может себе позволить Пенза, доступной альтернативы нет. Надо развивать именно троллейбус, а не автобусы и маршрутки. Пример — Чебоксары, в котором электрический транспорт перевозит более 50% населения.

Судьба троллейбуса в руках власти. Что будет, если их купит другой инвестор мы не знаем, не будем загадывать. Город мог не допустить банкротства МУП «Пассажирские перевозки г.Пензы», если бы вовремя платил за оказанные услуги. Но в тот момент власть решила, что банкротство для МУПа выгоднее, чем спасать предприятие.

Что будет сейчас, мы не знаем. Знаем только позицию Правительства области ― троллейбус необходимо сохранять и развивать.

Если убрать аренду СМУП «Пензалифт» 24 миллиона в год (предложения городу мы давали), снизить стоимость электроэнергии (во многих городах тариф значительно ниже, например, в Москве), выделить льготников из контракта, начать обновлять технику (увеличится пассажиропоток и сократятся затраты), увеличить пассажиропоток за счёт оптимизации маршрутов — мы уверены, что троллейбус сможет жить.
Источник фото: www.wikiwand.com

Похожие статьи