25 рекордных точек России. Самая высокая плотина и самый длинный тоннель
Рекордный объект №18 на маршруте экспедиции пензяков — Чиркейская ГЭС — самая высокая арочная плотина в России и самая крупная гидроэлектростанция на Северном Кавказе. Она расположена на реке Сулак близ поселка Дубки в Буйнакском районе Республики Дагестан.
ГЭС, имеющая мощность 1000 МВт и среднегодовую выработку 2,47 млрд. кВт/ч., является первой ступенью Сулакского каскада гидроэлектростанций. Куда помимо нее входят так же Миатлинская ГЭС (2-я ступень, 220 МВт, 0,69 млрд. кВт/ч;) и комплекс Чирюртских ГЭС (3-я ступень, 125 МВт, 520,3 млн. кВт/ч).
Строительство ГЭС началось в 1964 году. Первый бетон в основание плотины заложили в 1970 году. А к 1976 году были запущены все четыре гидроагрегата станции. Особенностью Чиркейской ГЭС является бетонная арочная плотина высотой 232,5 метра (рекордная высота в России) и длинной 338 метра, соединившая два склона крутого Чиркейского ущелья в самом узком его месте (ширина по нижней части – всего 12-15 метров). Может показаться, что высота 232,5 метра для плотины – это не так уж и много (тем более, что в мире есть немало ГЭС высотой более 250 м.). Однако когда смотришь на плотину Чиркейской ГЭС снизу (из глубины каньона) или, тем более, сверху (с гребня), вид этого гигантского сооружения просто поражает.
Кстати, за возможность увидеть плотину вблизи и запечатлеть фантастические панорамы, открывающиеся со смотровой площадки ГЭС, хотелось бы сказать большое спасибо дирекции Дагестанского филиала ПАО «РусГидро» и конкретно Магомедову Шамсудину Магомедовичу.
Объект №19 — Гимринский тоннель — самый длинный автодорожный тоннель в России и в странах СНГ. Его длина — 4303 м., диаметр сечения — 9 м., ширина проезжей части — 7 м. Пропускная способность — 4000 автомобилей в час.
Тоннель проложен на глубине 900 метров в толще Гимринского хребта между городом Буйнакск и селом Гимры, является стратегической (короткой и не зависящей от погодных условий) транспортной артерией, соединяющей 9 горных районов Республики Дагестан с железной дорогой и столицей региона — Махачкалой.
Строительство Гимринского автодорожного туннеля (для подвоза грузов, используемых при возведении Ирганайского гидроузла) началось еще во времена СССР, в 1979 году. С 1991 года тоннель был открыт в качестве временно эксплуатируемого объекта, несмотря на незавершенность работ. В декабре 2007 года в селе Гимры был введен режим контртеррористической операции, вследствие чего тоннель закрыли для проезда. Окончательное же открытие Гимринского тоннеля, после дорогостоящей реконструкции, состоялось лишь в октябре 2012 года.
В настоящий момент данный тоннель является одним из самых современных и высокотехнологичных сооружений такого типа на территории всей Российской Федерации. А, учитывая его стратегический статус, еще и очень тщательно охраняемым объектом.
Продолжение следует...
Фото автора