Юрий Ткаченко: Искусство должно жечь сердца!
Интеллектуальный парк «Академия» организовал мероприятие с участием заслуженного художника России Юрия Ткаченко. На лекции он рассказал о том, как «читать» скульптуру на примере шедевров искусства величайших творцов истории, с отсылкой к нашему любимому арт-объекту «Кентавр».
Непривычные глазу и непонятные нашему мозгу вещи временами воспринимаются в штыки. Несмотря на то, что мы живём в современном мире, понятие варварства, почерпнутое из истории древней Греции до сих пор актуально. Не перевелись ещё варвары и на земле Пензенской, боится наш человек прочувствовать искусство в полной мере. Боится, но помаленьку учится его расшифровывать вместе с Юрием Ткаченко.
— Будьте открыты миру и пропускайте его через себя! Иногда это болезненно потому, что искусство не всегда про красоту, оно должно быть выразительным, волновать зрителя, вызывать сильные эмоции. Жечь должно сердца! — заявил Юрий Евгеньевич в ходе лекции.
На примере всемирно известной статуэтки граветтской культуры Венеры Вилленсдорфской и аналогичных творений рук величайших мастеров, скульптор пояснил, насколько по-разному воспринималось искусство в разные эпохи, то же самое происходит и по сей день.
— Я очень серьёзно отношусь к своей деятельности и считаю себя неплохим скульптором. Когда человек совершенно иной профессии всерьёз указывает на недостатки определённого произведения искусства, это звучит странно. Мы ведь не приходим на приём к стоматологу и не говорим ему — как-то ты неправильно сверлишь мой зуб, с другой стороны сверли, — поделился Юрий Ткаченко.
Перейдя к обсуждению знаменитого арт-объекта, Юрий Евгеньевич рассказал, что изначально было создано 4 эскиза, они олицетворяли архитекторов в разных постановках. Кентавр оказался самым радикальным и действительно зажёг сердца жителей нашего города. Он также пояснил, что его скульптура осознанно установлена именно на Фонтанной площади и «солнечным» Кентавр прозван неспроста.
— Перед тем, как начать работу над скульптурой, я всё просчитал, выяснил, где относительно площади встает солнце, как оно движется в течение дня, как будут лежать тени, — пояснил творец.
Сквозь квадратное отверстие в груди Кентавра, которое пензенцы по простоте душевной прозвали «дыркой» проглядывают лучи солнца, за этим можно понаблюдать.
— После полудня там начинается сияние, полированная бронза светится до заката, в ней отражаются лица, а тени к вечеру становятся необычайно длинными, — добавил он.
По мнению Юрия Евгеньевича, качественная гениальная скульптура не должна оставить никого равнодушным. Публика может с ней не согласиться, но она обязана заставить их вернуться, иначе это попросту заурядный образец.
Организатор мероприятия Дарья Лайко предложила устанавливать рядом с подобными арт-объектами стенды с поясняющей информацией, чтобы зрителю было легче понять произведение автора. Скульптор согласился и добавил, что в идеале это должна быть акустическая система по типу «аудиогида», но до такого у нас в Пензе ещё техника не дошла.
В завершение Юрий Ткаченко рассказал, как он выразился, «анекдот-быль»:
— На улице Московской ко мне подошла женщина и спросила: — Вы автор скульптуры?
— Да.
— А она лечит?
Тут я задумался, а она продолжила:
— Я её потрогала, а она теплая!
И я ей говорю: — Лечит!
— И действительно лечит, — посмеялся скульптор, — Многие начали подчищать свои негативные посты в мой адрес, стыдно стало. Некоторые даже прислали мне извинения в личку.
Что ж, всё хорошо, что хорошо кончается. Желаем Юрию Евгеньевичу творческих успехов и ждём новых шедевров!