реклама пол разработка
Выставка-сенсация в Губернаторском доме
Анна Демина
Анна Демина

Пензенская картинная галерея выставила неизвестные широкой публике полотна великих русских живописцев. Посетить экспозицию можно до середины октября.

26 июля на втором этаже Губернаторского дома открылась выставка «Вернисаж юбиляров 2019 года. Русская классика из фондов Пензенской картинной галереи». Это экспозиция произведений русских художников, у которых в этом году юбилейные даты со дня рождения. Попробуем разобраться, почему устроители называют ее «удивительной и необыкновенной по своему содержанию».

На выставке представлено около 36 живописных и графических работ. Почти все они либо никогда ранее не выставлялись, либо в последний раз в экспозиции были много десятилетий назад.

 — Фонды любой галереи намного больше, чем то, что показывается в постоянных экспозициях. Так и Пензенской галереей многие восхищаются, даже не подозревая, какие произведения в ней хранятся, — отметила заведующая отделом экспозиции Нина Санталова. — Последние несколько лет мы стараемся «оживить» свои фонды и показать людям как можно больше того, что обычно скрыто от зрителей в стенах музея.  

Среди «юбиляров», которых объединили в рамках этой выставки, есть художники, чьи имена на слуху у каждого. Например, Илья Репин, Алексей Боголюбов, Василий Поленов. Так и менее известные, но выдающиеся в своем мастерстве представители русского реализма.

— У приверженцев критического реализма в живописи была сверхидея «воспитания искусством». Они хотели изменить людей, и «вскрывая язвы общества» сюжетами своих картин, свято верили, что люди, посмотрев на них, исправятся, — подчеркнула Нина Санталова.

Практически все сюжеты остаются актуальными до сих пор по своей сути, даже если претерпели изменения по форме. Например, на картине Николая Загоскина «В швейцарской» запечатлен момент дачи взятки привратнику за возможность пройти в какое-то общественное место.

Всего на выставке представлены 17 русских художников второй половины XIX - начала ХХ вв.

—В это время в искусство пришли молодые художники с демократическими принципами. Они рассматривали искусство как просвещение. Это были художники-реалисты, передвижники. То есть они передвигались по городам России с выставками, — объясняют музейные работники. Сам Константин Аполлонович Савицкий, чье имя носит пензенская галерея, тоже был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Говорят, некоторые работы из выставленной коллекции в Пензе остались именно благодаря его личной дружбе с их авторами.

Появление передвижничества в свое время было своеобразным «бунтом» против академизма.

— В пространстве этой выставки как раз хорошо прослеживается наличие внутреннего конфликта в русском искусстве. Иными словами, экспозиция говорит о многогранности русской живописи, о неоднородности русского искусства и сложных процессах, которые в нем проходили во второй половине и в конце 19 века, —заметил заведующий отделом Пензенской картинной галереи Дмитрий Бушмин.

Специально для этой выставки были отреставрированы два полотна с женскими образами кисти Григория Мясоедова. Впервые за долгие годы выставлен портрет С.Н.Худякова (1890-е гг.), написанный Константином Маковским.

Все работы Ильи Репина, которые есть в коллекции пензенской галереи, опять-таки впервые, собрали в одном выставочном пространстве. За исключением только «портрета священника Г.С. Петрова» — он экспонируется сейчас в Музее одной картины.

Еще один портретист, близкий друг Репина, чье имя может стать открытием для кого-то из гостей выставки, Александр Вахрамеев. Это тоже художник большой величины, но не так известен, потому что уехал из столицы и жил в провинциальных городах. В том числе три года с 1906 по 1908 преподавал в Пензенском художественном училище.

В музейных коллекциях Вахрамеев является большой редкостью. Третьяковка имеет всего лишь около ста его картин. В коллекции Пензенской картинной галереи примерно 40 работ Вахрамеева. Три находятся в постоянной экспозиции. На этой выставке представлено его полотно «Подруги» 1915 года. Работа выполнена в сложной специфической технике.

Пейзаж Арсения Мещерского, который изображает природу Италии, примечателен тем, что это работа конца 60-х годов, когда в России только складывался самостоятельный жанр пейзажа. В это же время Василий Поленов создавал русский лирический пейзаж. В экспозиции можно увидеть три его работы – картина «Приволжский поселок» и две графики «Тигр» и «Странник».

Одно из центральных полотен экспозиции - «Гималаи» Николая Рериха. Философ-мистик и путешественник, на рубеже 19-20 веков он только начал свой путь художника, а в полной мере раскрыл талант уже в 20 веке. В этом году исполняется 145 лет со дня его рождения.

Сотрудники Пензенской картинной галереи рассказывают, что очень тщательно готовилась к этому выставочному проекту, подбирая наиболее яркие произведения. Немалую часть картин перед демонстрацией специально реставрировали и заново переоформляли.

«Вернисаж юбиляров» продлится до середины октября.  В дополнение к этой выставке уже в конце августа в двух соседних залах откроется еще одна уникальная экспозиция с работами из фондов галереи «17 век. Эпоха Рембрандта». В нее войдут голландские, фламандские и итальянские работы, но только 17 века. В том числе и одна из небольших графических работ руки самого Рембрандта, которая также хранится в Пензе.

Фото автора

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи