Свидание с авторской песней. В одном ключе
Борис Шигин
Борис Шигин

Приходилось мне в своих программах рассказывать и о том, как за основу песни разные композиторы брали одни и те же стихи. Самый яркий, пожалуй, пример — песня на стихи Михаила Светлова «Гренада». Исследователи насчитывают около двадцати вариантов песен разных композиторов на эти стихи Михаила Светлова. Где-то читал, что с «Парусом» Лермонтова дела обстояли ещё серьёзнее: известно около 50-ти вариантов музыкального прочтения этого стихотворения Лермонтова! Кто теперь помнит этих композиторов, оставшихся в тени Александра Варламова и Виктора Берковского?

Но сегодня я хочу рассказать о композиторах, которых все знают. И о песнях, которые живут параллельно в мире авторской песни. Вот так сложилось. Надеюсь, любители авторской песни, уже догадались, что речь пойдёт о песнях Сергея Никитина и Виктора Берковского. А тем, кто не догадался, расскажу о том, как это бывает.

Вот как об этом говорит Виктор Берковский: «Любители песни, очевидно, заметили, что у нас с Никитиным есть несколько песен, написанных на одни и те же стихи. Наверное, это происходит из-за совпадения поэтического вкуса. При этом, я далеко не всегда знал о песнях Никитина, когда сочинял свои мелодии. Возможно, и Серёжа не знал о моих песнях».

Если я спрошу о таких песнях, то мне назовут сразу песню «Каждый выбирает для себя». Да, это самый яркий пример. И о нём хорошо известно. Даже человек без особого слуха сразу поймёт, что песня Никитина написана в миноре, а Берковского – в мажоре. Посмотрите на начало нотной записи. Вполне естественно, что в радиопрограммах я с помощью звукорежиссёра Сергея Бубнова просто ставил эти песни рядом – и было всё понятно. Здесь же вам придётся рассмотреть на ноты и аккорды. Причём, на ноты Сергея Никитина, потому что нотную запись этой песни Виктором Берковским можно увидеть в главке «Каждый выбирает для себя».

   Bm                F              Bm

Каждый выбирает для себя

C#                G#           C# 

Женщину, религию, дорогу

                                           B7                                    D#m  

Дьяволу служить или пророку –

G#           C#              F

Каждый выбирает для себя.

   B7                           D#m    

Дьяволу служить или пророку -

        Cm7-5     Bm/F     F        Bm   F

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Главное, вы увидели первый минорный аккорд. Ну, а кто играет на гитаре (а я очень надеюсь на то, что книга эта заинтересовала именно вас) сразу увидит и услышит разницу в подаче одного и того же стихотворения разными композиторами.

Да, эти песни на слуху. Но есть ещё одна песня, ноты которой приводить не буду, а просто приведу этот пример. Речь идёт о песне на стихи Геннадия Шпаликова «Людей теряют только раз». Кстати, расскажу лучше о поэте, без которого народ страны авторской песни «будет не полный». Одну из песен на стихи Шпаликова вы точно знаете: «Рио-Рита». А теперь подробнее.

Геннадий Шпаликов родился 6 сентября 1937 года. С 7-летнего возраста мальчик рос под присмотром матери, а позже молодого человека отдали в Киевское суворовское  училище. Между тем, тот период жизни Шпаликова уже был связан с началом творческой деятельности. Первые стихи и рассказы сложились именно в эти годы. Затем Геннадий поступает в Московское высшее военное командное училище, но из-за травмы ноги подававшего надежды молодого человека комиссовали. Но, как говорится, нет худа без добра: в 1956 году Геннадий стал студентом сценарного факультета ВГИКа  — Всесоюзного Государственного института кинематографии. Вместе с молодым человеком учились Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский. В течение продолжительного времени парни даже дружили. И конечно, все эти годы Геннадий пишет стихи, а в 1955 году публикуют своё первое стихотворение. Во время учебы во ВГИКе Геннадий Шпаликов написал и свой первый киносценарий. Эта работа привела к сотрудничеству с выдающимся режиссером Марленом Хуциевым. А в 1962-м  Шпаликову посчастливилось уже работать с  Георгием Данелия: 25-летний парень создал сценарий к фильму «Я шагаю по Москве». Следом, в 1966 году зрители познакомились с фильмом «Я родом из детства». Созданием картины занимался Виктор Туров, но основу, то есть сценарий, подготовил Шпаликов.

Всю жизнь Геннадий Шпаликов вёл дневники, которые  нашли только после его смерти. Да и стихи стали известны не сразу. Надо отдать должное композиторам Сергею Никитину, Виктору Берковскому, Петру Тодоровскому. Именно поэтому я и рассказываю об этом здесь.

А вот и это небольшое стихотворение, которое звучит у Никитина и Берковского по-разному.

Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.

А если он уходит днём,
Он всё равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Немедленно его вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём,
И праздник для него устроим.

Но, думаю, совсем не известны песни, музыкальные варианты стихов Дмитрия Сухарева «Две женщины». Виктор Берковский обратился к этим стихам поэта в 1978 году. Вот как он объяснял свой выбор: «Я очень люблю стихи Сухарева и часто выбираю их для своих песен. Не только потому, что мы люди одного поколения, но и потому, что эти стихи современны, динамичны, в них есть развитие темы, изменение ритма стихов». Берковский понимал, что музыка должна следовать за стихами. Думаю, в этом секрет успеха его песен.

Берковский продолжает: «Когда я сочинял музыку к этому стихотворению, я хотел, чтобы мелодия менялась в соответствии с изменением мыслей героя стихотворения, который переходит от простого, виденного за окном, к обобщениям почти философским. Мне хотелось, чтобы и музыка менялась на протяжении песни. Поэтому схема «запев – припев» здесь совершенно не годилась. Трудность оставалась в том, чтобы это всё-таки оставалось песней»

К сожалению, должен отметить, что подобный подход большинству исполнителей покажется странным и непонятным. Увы, такая сложная песня не может стать народной. Однако это никак не умоляет её достоинства как музыкального произведения, но… Думаю, песня Сергея Никитина на эти стихи Дмитрия Сухарева получилась более простой и понятной. А потому и более популярной, поющейся. Вот вариант Сергея Никитина.

Dm Gm F#m Gm F#m Gm

Две женщины проснулись и глядят,   

Gm C7 F F9 F

Проснулись и глядят в окно вагона.

F  B  Gm F#m Gm F#m Gm

Две женщины умылись и сидят,     

Gm A7 Dm Dm+5(V) Dm(V)

Друг дружку наряжают благосклонно.

 

Gm Gsus Gm Gm9 Gm

Две тайны примеряют кружева,

Gm C7 F F9 F

Им так охота выглядеть красиво! 

F Bb Gm Bdim

Одна из них пять платьев износила,

Bdim Dm A7 Dm

Она пять лет на свете прожила.  

 

Dm Am7-5 D7 Am7-5 D7 Gm

Одна пять лет на свете прожила,

Gm C7 F

И повидала разного немало,      

F Bm7-5 E7 Bm7-5 E7 Am

Другая пять смертей пережила,

Am Gm C7 Fsus F

И пятый свой десяток разменяла,

F Asus7 A7

Разменяла.

Две ясности, две хитрых простоты                        

Gm C7 F F9

Играют в дурачка на нижней полке,

F Bb Gm Bdim

А сам дурак лежит на верхней полке,

Bdim Dm A7 Dm

Заглядывая в карты с высоты.    

Gm9

Там на заход валетик желторотый,

Gm C7 F F9

Там на отбой четыре короля,       

F Bb Gm F#m Gm F#m Gm

Там козырями черви под колодой,   

Gm A7 Dm Dm7

Там за окном летучая земля.      

Dm7 D7 Gm Gm9

И карты сообщают так немного,    

Gm C7 F A7

И так земля летучая легка,       

A7 Dm Dm+7 Gm Bdim

И так длинна, так коротка дорога,

Bdim Dm A7 Bb Am7-5

Что можно спать, не слушая гудка.

Справедливости надо сказать, что эта песня была написана в 1977 году, то есть, на год раньше, чем это сделал Виктор Берковский. Наверное, поэтому Берковскому пришлось искать более сложные пути.

Вот как интересно бывает, когда вникаешь в историю создания песен, узнаёшь варианты, знакомишься с авторами стихов и музыки. Мне кажется, что это очень важно для понимания самой песни. А мне всегда хотелось, чтобы любители авторской песни не просто слушали её, а понимали!

А в качестве бонуса — самая известная песня на стихи Геннадия Шпаликова. Её написал замечательный кинооператор и режиссёр, и гитарист, и композитор Пётр Тодоровский. Вы её, конечно, слышали. Пойте! Тем более, что в этом году мы отмечаем юбилей Великой Победы.

D

Городок провинциальный,

A

Летняя жара,

A

На площадке танцевальной

A+ D

Музыка с утра.

D7 G

Рио-Рита, Рио-Рита,

Gm D

Вертится фокстрот,

Gm D B7

На площадке танцевальной

Em A D

Сорок первый год.

 

D

Ничего, что немцы в Польше,

A

Но сильна страна.

A

Через месяц, и не больше,

A+ D

Кончится война.

D7 G

Рио-Рита, Рио-Рита,

Gm D

Вертится фокстрот,

Gm D B7

На площадке танцевальной

Em A D

Сорок первый год.

 

D

Городок провинциальный,

A

Летняя жара,

A

На площадке танцевальной

A+ D

Музыка с утра.

D7 G

Рио-Рита, Рио-Рита,

Gm D

Соло на трубе!

Gm D B7

Шевелюра не обрита,

Em A D

Ноги при себе.

 

D

Ничего, что немцы в Польше,

A

Но сильна страна.

A

Через месяц, и не больше,

A+ D

Кончится война.

D7 G

Рио-Рита, Рио-Рита,

Gm D

Вертится фокстрот,

Gm D B7

На площадке танцевальной

Em A D

Сорок первый год.

Кстати, умение искать свои варианты, находить собственные подходы — отличительная черта людей неординарных, самостоятельных, не желающих жить и творить по чужим лекалам. Мне кажется, стоит об этом подумать. И поучиться у наших авторов песен.

Похожие статьи