Свидание с авторской песней. «Песни нашего века. В. Берковский»
Борис Шигин
Борис Шигин

Друзья мои читающие! Напоминаю вам, что в июле я знакомлю вас с альбомами проекта «Песни нашего века». А именно с теми, которые посвящены июльским именинникам Виктору Берковскому и Юрию Кукину, а так же Владимиру Высоцкому, которого мы вспоминаем 25 июля. Не страшно, что я нарушаю порядок выхода их в свет. Придёт время – расскажу о каждом.

«ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА. В. БЕРКОВСКИЙ».

Автор. Это шестой альбом проекта и второй, посвящённый одному из классиков жанра. А именно – Виктору Семёновичу Берковскому. Но на обложке написано именно так: В. Берковский. 1932 – 2005 годы его жизни. Получается, что альбом вышел в год его смерти. И это лучшая память об авторе песен.

В своих программах тем, кто слышал это имя впервые, я говорил только одно слово: «Гренада». Ну, а песни «Под музыку Вивальди» или «Вспомните, ребята» знают практически все любители авторской песни. О многих песнях своего любимого автора я рассказал в отдельных главах этой книжки, поэтому в некоторых комментариях и предисловиях буду краток.

Берковский в Пензе

БОЖЕСТВЕННАЯ СУББОТА

Автор. Вторая песня – это песня на стихи Булата Окуджавы «В городском саду». Стихи были написаны в 1964 году и тогда «соавторы» не были ещё знакомы. Берковский просто находил и придумывал мелодии к тем стихам, которые ему нравились. Интересный случай. Однажды на гастролях Берковский получил из зала записку с угрозой: «ах, музыкант мой, музыкант, играешь да не знаешь, если не споёшь песню «В городском саду», ваш самолёт задержат из-за нехватки керосина». Ничего себе! Угроза… но приятная, не правда ли?

В ГОРОДСКОМ САДУ

Автор. Ну а сейчас – знаменитая «Гренада». Историю этой песни я уже рассказал вам в отдельной главе.

ГРЕНАДА

Автор. Конечно же, музыкант, композитор «с абсолютным поэтическим слухом» не мог пройти мимо стихов Юрия Левитанского, Дмитрия Сухарева, Юнны Мориц, Бориса Слуцкого, Давида Самойлова. Песня, о которой я хочу рассказать, в своё время стала приятным исключением в том смысле, что часто звучала по радио и на телевидении. Объясняется это просто: она была о войне. Если не знаете, то скажу, что первые пластинки Высоцкого и Окуджавы были с песнями военными. Это в нашей стране святое, и это своеобразный пропуск и на студию звукозаписи, и в средства массовой информации. Вот и песня «Лошади в океане» на стихи Бориса Слуцкого, написанная в 1967 году, мгновенно стала популярной.

Я уже как-то рассказывал, что Берковский очень часто «вмешивался» в стихотворение, изменял его так, чтобы оно легче пелось, становилось более песенным. В этом стихотворении тоже очень много изменено. Самое значительное изменение такое: вместо достаточно сложно произносимого «что ж им было делать, бедным, если» Берковский написал «Как же быть и что же делать, если». Согласитесь, так петь удобнее. Кстати, стихотворение это Слуцкий посвятил замечательному советскому писателю Илье Эренбургу.

ЛОШАДИ В ОКЕАНЕ

Автор. Удивительно, но Берковскому удавалось даже у самых известных и «перепетых» поэтов находить не спетые стихи. Причём, всем, включая и автора, они казались совершенно не песенными. Так  случилось и со стихотворением Новеллы Матвеевой «Песня шагом, шагом». Справедливости ради надо сказать, что это всё-таки, скорее, вариации на тему стихотворения автора. Сам Берковский написал так: «по стихам Новеллы Матвеевой». Что ж, композитор, автор песни  вправе так сделать.

ПЕСНЯ ШАГОМ, ШАГОМ

Автор. Вот мы и добрались до песни на стихи Дмитрия Сухарева. Многие годы его поэзию «делили» между собой Сергей Никитин и Виктор Берковский. Ну а что делать, если нравятся стихи и одному композитору, и другому? Выбор за слушателем. Дело композитора – писать музыку! В этом альбоме несколько песен на стихи любимого поэта и друга. Написана она была в 1967 году. Народное название – «Получилось хорошо», а на самом деле

МОРСКАЯ ТРАВА

Автор. И ещё одна «морская» песня на стихи Дмитрия Сухарева – «Синее море». Или по первой строчке, так всегда понятнее – «Веберу самое синее море». Интересно, что какое-то время что-то мешало петь ему эту песню. Ну вот не пелась, хоть убей. И только тогда, когда композитор сам вслед за поэтом побывал на Дальнем Востоке, на Курилах, понял, что она очень точна по настроению, песня пошла. Бывает и так.

СИНЕЕ МОРЕ

Автор. Песня «Контрабандисты» стоит особняком в творчестве Берковского. Уж, казалось бы, для неё было выбрано совершенно не песенное стихотворение Эдуарда Багрицкого. Интересно, что песня была написана на заказ. Правда, заказ этот сделал родной человек, двоюродный брат Михаил. Но тем не менее. Пять лет приставал он к брату, так нравилась ему эти стихи. Берковский отнекивался, мол, не получится. Но песня получилась, да ещё какая! Талант есть талант! Не случайно песня эта понравилась Александру Галичу. А первым спел её Сергей Никитин с ансамблем МГУ. Ведь сам Виктор Берковский очень скромно играл на гитаре. Но дело композитора не играть, а сочинять музыку. Не так ли?

КОНТРАБАНДИСТЫ

Автор. Следующая песня – полная противоположность предыдущей – мягкая и нежная песня на стихи Дмитрия Сухарева «Куда ты уехала, Сьюзин?»  Конечно, многие хотели узнать, кто это, что за женщина? Сам Берковский говорил, что для него это просто образ женщины, не познанной, не понятой до конца.

КУДА ТЫ УЕХАЛА, СЬЮЗИН?

Автор. О песне «Под музыку Вивальди» на стихи Александра Величанского я тоже подробно рассказал отдельно. Читайте. И об Антонио  Вивальди тоже читайте, потому что это настоящий гигант. Мало кто знает, что он был католическим священником. И это удивляет, потому что такая экспрессия, такие эмоции и страсти в его музыке! Удивляет и то, что плодовитый и успешный композитор умер в нищете… Читайте о Вивальди, мы не должны забывать таких композиторов. И спасибо авторам песни, а написана она в соавторстве с Сергеем Никитиным, за память о нём.

ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ

Автор. Сегодня с именем Юнны Мориц связывают творчество казанского композитора и автора песен Дмитрия Бикчентаева. Но одним из первых, кто положил её стихи на музыку, был Виктор Берковский. Песня «Снегопад» появилась в 1977 году. Наверное, тоже надо процитировать первую строчку: «Снега выпадают и денно, и нощно…» Вспомнили?

СНЕГОПАД

Автор. Есть песни, которые за столом не поют, но знать их надо. Вот песня мало известная, редкая. Скорее всего, включили её в альбом по политическим мотивам, как напоминание о войне в Афганистане. Впрочем, это только моя догадка. Спросить у Виктора Семёновича не успел… Перевод этого стихотворения Редьярда Киплинга сделал Анатолий Сендык. Слова «на черта Кабул нам нужен?» и «сколько наших утонуло, сколько стоил брод?» в 80-е годы звучали и актуально, и смело.

БРОД ЧЕРЕЗ КАБУЛ

Автор. Песню «Вспомните, ребята» люблю и  пою много лет. Обычно, не берусь петь чужие песни, потому что не певец. Но эту пою. Уж так она хороша! Так сильна! Потрясающая песня! Мне кажется, что это одна из лучших современных песен о Великой Отечественной войне. Не раз говорил о том, что мне известна разгадка этой песни: её написали дети войны, мальчишки, чьи отцы ушли на фронт. Такими же сильными были песни Высоцкого, который родился в 1938 и тоже мальчишкой переживал за родных и Родину. И песни Окуджавы такие же сильные, потому что он со школьной скамьи ушёл на фронт. Юность. Половодье чувств. Боль, к которой ещё не привык… Кстати, отцы Мити Сахарова (Сухарева) и Вити Берковского остались живы. И Володи Высоцкого тоже. И победили, и воспитали прекрасных сыновей!

ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА

Автор. И ещё одна песня на стихи Сухарева – «Самолётик». Лирическая зарисовка, этюд… «Целовались в землянике, пахла хвоя, плыли блики по лицу…» Ностальгия по ушедшей молодости. Наверное, поэтому эту песенку так любят. Написана она была в 1979 году. Это уже зрелый Берковский.

САМОЛЁТИК

Автор. А это ещё одна песня-посвящение. Кому посвятил её композитор? Можно сказать, что своей молодости. Но есть и конкретные имена: Люся Спивак, с которой Виктор Берковский дружил ещё в Запорожье. Она и была первой исполнительницей этой песни на стихи Сергея Матюшкина. В те годы Берковский и его друзья подрабатывали в ресторане «Дубовая роща». Стоит напомнить, что по образованию Берковский был металлургом. Позже – профессором Московского института стали и сплавов. А песня эта называется «Кленовый лист».

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТ

Автор. Про песню на стихи Роберта Рождественского и посвящённую художнику Марку Шагалу, тоже рассказывал.

МАРК ШАГАЛ

Автор. И о музыкальной сказке «Али-Баба» тоже рассказывал подробно. Добавлю, что на концертах и у меня в передаче Виктор Берковский всегда вставлял комментарий: мол, сейчас будет петь  мальчик «бледный и голодный, и потому худой». Так было по сценарию сказки. А так как Виктор Семёнович был мужчина вполне упитанный, даже с животиком, все после этого комментария долго и громко смеялись! Ну а вошёл в альбом небольшой фрагмент сказки, который начинается так: «Персия, Персия – фруктовый рай, персидские персики, зелёный чай. Персия, Персия – страна чудес. Если ты, если ты родился здесь…»

ПЕРСИДСКИЙ БАЗАР

Автор. Классика жанра, одна из самых популярных песен Виктора Берковского «На далёкой Амазонке». Это стихи любимого им Редьярда Киплинга в переводе Самуила Яковлевича Маршака. А своим соавтором Берковский называет композитора Мориса Синельникова. Песня была написана в 1968 году.

НА ДАЛЁКОЙ АМАЗОНКЕ

Автор. И последняя песня пятого выпуска альбома «Песни нашего века», посвящённого Виктору Семёновичу Берковском, «Мой город засыпает» на стихи Булата Окуджавы. Об истории её написания я уже тоже вам рассказал.

Похожие статьи