Свидание с авторской песней. От «Ярила» до «Поющих поэтов»
Программа, которая на протяжении двадцати лет рассказывала об истории авторской песни, естественно, не могла промолчать об истории пензенской авторской песни. Тогда её называли самодеятельной. А она связана, прежде всего, с историей трёх пензенских клубов и трёх пензенских фестивалей.
Первый пензенский фестиваль самодеятельной песни состоялся в 1978 году. Он был практически стихийным и не самостоятельным, если так можно выразиться. Скорее, приятным завершением соревнования туристов. Тем не менее, на нём уже было сформировано жюри, в которое входили известные туристы и журналисты. К сожалению, я не могу точно вспомнить всех их по именам. Скажу только, что одним из его организаторов был знаменитый пензенский турист Николай Яковлевич Платов.
Первый фестиваль назвал имена двух лауреатов в двух номинациях: «лучший автор» и «лучший исполнитель». Победителями стали Борис Шигин как лучший автор и Вячеслав Щербаков как лучший исполнитель. Именно после этого фестиваля всё и началось: меня в том же году делегировали на Всесоюзный фестиваль самодеятельной, туристской и патриотической песни имени Валерия Грушина, возник клуб самодеятельной песни при ДК «Заря» Пензенского часового заводы, в Пензу были приглашены с концертами Александр Дольский и Евгений Клячкин. Активизировал свою работу в этом направлении и Пензенский клуб туристов, который всегда поддерживал авторскую песню, и стал инициатором проведения первых фестивалей.
Вячеслав Щербаков
В 1979 году, когда стало ясно, что фестиваль продолжит свою работу, меня вдруг пригласили на совещание в Пензенский Горком КПСС. Я уже был молодым журналистом и знал туда дорогу. Сегодня мало кто помнит, что находился Горком партии в самом красивом здании Пензы, там, где сегодня располагается Пензенская картинная галерея. Мне казалось, что пригласивший меня третий секретарь Юрий Сергеевич Виноградов, хочет поговорить об авторской песне… Но я ошибся. В его кабинете собралось много специалистов, но не в области поэзии и музыки: представители милиции, санитарных служб, пожарные, комсомольские работники. Стало ясно, что второй фестиваль не будет спонтанным.
Велосипед организаторам изобретать не пришлось, потому что уже много лет работал Куйбышевский фестиваль самодеятельной песни имени Валерия Грушина. Оставалось только перенять лучший его опыт. Конечно, масштабы несравнимые, — тем легче будет организовать фестиваль в Пензе. И всё-таки, подготовка его потребовала усилий многих служб. В том числе, и технических. Под берегом Суры был установлен энергетический генератор, который обеспечил подачу электричества на усилительную аппаратуру.
То есть, участники концерта пели уже в микрофоны, а не просто у костра, как на первом фестивале. На фестивальной поляне дежурила машина скорой медицинской помощи, туристы были обеспечены чистой водой, которую привезли в бочках. Так же, как и квас. Был организован какой-то буфет... Но разве сравнится эта еда с едой, приготовленной на костре? За организацию Пензенского фестиваля взялся комсомол и его Первый секретарь Юрий Варюшин. Лучших авторов и исполнителей Пенза провожала на Всесоюзный Грушинский.
Призы вручает первый секретарь Горкома ВЛКСМ Юрий Варюшин
Последующие фестивали уже ничем принципиально не отличались от второго, просто продолжали и развивали его опыт и традиции. Они всегда проходили на берегу Суры. Или неподалёку от плотины, или рядом с туристическим комплексом «Солнышко». То на одном берегу реки, то на другом. Так продолжалось шесть лет. Я стал лауреатом первых трёх первых фестивалей, а потом (совесть надо иметь) — председателем жюри и руководителем КСП при ДК «Заря». Кстати, Часовой завод обеспечивал и поездки на Грушинский фестиваль, выделяя для этой цели автобусы. Это было незабываемое время удивительных путешествий, отношений и песен! Думаю, обязательно надо назвать имена тех, кто стоял у истоков пензенской авторской песни, помогал налаживать работу клуба: Анатолий Шагуров — заместитель директора ДК «Заря», Николай Пустынсков — художественный руководитель Дворца культуры, Валерий Мошнин — пензенский турист, его жена Татьяна, сёстры Маркины, Сергей Гринберг и Елена Сластнова, Сергей Марков – звукорежиссёр, Сергей Арзамасцев, Илья Айзенштейн, Андрей Мануйкин, Владимир Черлянцев…
А сколько было споров по поводу того, как назвать наш клуб? После долгих споров назвали «Ярило» — в честь древнеславянского символа солнца, символа света и тепла. Вот и главная задача нашего клуба – просвещать. Так мы решили! Уже позже днём рождения городского клуба авторской песни стали считать 12 апреля — именно в этот день мы дали свой первый концерт на Часовом заводе. В те годы, кстати, нас ждали и в заводских цехах, и в заводских общежитиях, и в студенческих аудиториях. Если бы тогда были проведены социологические исследования, то они рассказали о том, что на первом месте среди любителей авторской песни оказались бы туристы и сотрудники НИИ — научно-исследовательских институтов.
Первый сольный концерт Шигина в ДК "Заря"
К счастью, в Пензе их было не мало. Именно они да ещё инженеры пензенских заводов всегда первыми заполняли залы, где звучала авторская песня. Так уж сложилось, но пензенские ВУЗы почему-то в этом плане отставали. Казалось бы, всё должно было быть иначе, потому что авторская песня родилась и начала развиваться именно в институтах и университетах… Правда, столичных.
Шли годы. В начале 80-х, когда первая волна увлечения авторской песней в Пензе пошла на спад, стало понятно, что работу надо активизировать. Нужны были новые люди, новые силы, надо было ставить новые цели и решать новые задачи. В самом начале 1983 года я разослал весточки тем, кто казался мне наиболее талантливым и активным. Звонил, передавал приглашения… К этому времени некоторые наши авторы и исполнители уже стали лауреатами многих престижных фестивалей авторской песни. Собрал. Так в Пензе появился клуб «второго призыва». Мы назвали его «Менестрель».
Это были времена, когда комната на третьем этаже ДК «Заря», где по четвергам собирался клуб авторской песни «Менестрель», не вмещала всех желающих. Собиралось до 50-ти человек. Обменивались информацией, пели новые песни, рассказывали о посещении других городов и фестивалей, которые рождались и росли, как грибы. А когда в клубной комнате не стало хватать места, договорились с администрацией «Зари» хотя бы иногда проводить свои заседания в кафе на первом этаже. Уютно, красиво, удобно. Это были настоящие праздники авторской песни. В один из таких четвергов, в сентябре 1984-ого года в кафе появился дежурный, который позвал меня к телефону. Звонили из Москвы: умер Юрий Визбор… Он был одним из немногих классиков, которого мы не успели привезти в Пензу.
Да, одновременно с творческой шла и другая, не менее важная работа, организационная: «Менестрель» стал активно привозить в Пензу известных бардов. Администрация «Зари» взяла на себя всю бухгалтерию, а организационную работу по приглашению гостей, покупке билетов, размещению гостей в гостиницах, транспорт, организацию питания брал на себя Клуб. За несколько лет активной работы нам удалось привезти в Пензу многих выдающихся авторов и исполнителей бардовской песни: Виктора Берковского с Галиной Бочкиной и Дмитрием Богдановым, Бориса Вахнюка, Веронику Долину, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Евгения Бачурина, Валерия Пака, Вячеслава Вахратимова и Алексея Брунова, Владимира Туриянского, Владимира Качана… Ах, какие имена! Стоит ли говорить, что это была огромная работа по формированию вкуса пензяков. Своеобразная и на долгие годы прививка любви к поэзии и авторской песне. А может быть, и на всю жизнь!
Но вернёмся к истории пензенских фестивалей. В лихие 90-е о них вспомнили… политики. У одной из демократических партий возникла потребность доносить свои идеи и через концерты авторской песни. Когда ко мне обратились с такой просьбой, меня это не удивило, а даже обрадовало. Партия «Яблоко» тогда противостояла всему старому и отживающему свой век, радовала тем, что обращалась, прежде всего, к интеллигенции, к среднему классу, к мыслящим членам общества. К счастью, и авторская песня всегда обращалась именно к таким людям. Когда стало ясно, что идеи партии, её пензенского отделения и идеи людей, которые занимаются авторской песней, совпадают, появился фестиваль «Яблочный спас».
Одним из основателей и куратором его стал известный пензенский социолог и политолог Вячеслав Ларин, которому в организационном плане помогали Владимир Капитуров и Владимир Юраков. Название же «Яблочный спас» показалось нам многослойным, а потому очень удачным. К тому же, первый фестивальный концерт, первый фестиваль состоялся в августе, в ДК имени 40 лет Октября, во время любимого в народе праздника. А дальше… А дальше покатилось «яблочко» по всей пензенской области. Это дало мне право назвать наш «Яблочный спас» фестивалем-путешественником. Пенза, Кузнецк, Нижний Ломов, Каменка… Оказалось, авторскую песню любят и ждут в самых разных городах. Тогда же была сформирована и основная гастролирующая команда, которая выезжала в районы Пензенской области: Владимир Медведев, Андрей Кузнецов, Дмитрий Букин, Михаил Тихонов, Владимир Юраков и Борис Шигин.
Фестиваль «Яблочный спас» жил и работал в Пензе тоже шесть лет. Последние его концерты не вмещали в большом зале старой филармонии всех желающих. Что называется, «яблоку негде было упасть». Однако с утратой популярности политической партии и отсутствием денег на поддержку фестиваля, умер и он. К сожалению, никто не подхватил тогда наше «яблочное» знамя. Так уж случилось в Пензе: мы не сумели протянуть нить от 1978-ого года до 2012-ого, не порвав её… Почему до 2012-ого? Да потому что именно в том году я нашёл в себе силы создать фестиваль новый: «Часовые любви». Он, как вы понимаете, не мог появиться на пустом месте. Его фундаментом стала работа клуба «Поющие поэты». Но всё по порядку.
В 2003 году я ушёл с телевидения и получил предложение стать главным редактором Пензенского литературного журнала «Сура». Тогда редакция его ютилась в небольших комнатушках здания на углу Кирова и Славы. Скажу честно: мне было тесно. В работе я всегда придерживался одного правила: создавать вокруг любимого дела команду единомышленников. И как только я освоился на новой работе и пробил с помощью заместителя губернатора Елены Алексеевны Столяровой новое помещение для редакции — большую комнату в здании музея-читальни им. И.Н. Ульянова, решил создать литературные клубы.
Клуб молодых поэтов поручил делать Лидии Ивановне Дорошиной, которую пригласил на должность редактора отдела поэзии, клуб прозаиков — Николаю Буянову — редактору отдела прозы, а клуб авторов песен решил возглавить сам, благо опыт такой работы у меня был. Назвал клуб — «Поющие поэты». Так называл бардов Булат Окуджава, который был и остаётся для меня идеалом поющего поэта.
Вот так на улице Красной появился новый клуб авторской песни. И люди пришли новые, молодые поэты с гитарами: Елена Чебалина, Катя Городничева, Соня Конищева. И не очень молодые: Владимир Юраков, Валериан Александров, Ольга Коршунова, Вячеслав Филонов, Светлана Попеева… На наши посиделки стали заглядывать и поэты без гитар: Юрий Серебряник, Анна Коржавина, Юрий Сурков… Очень скоро появилась и клубная песенка, которую я с удовольствием покажу вам.
На улице Красной, на улице Красной
огонь не опасный, тепло и уют.
На улице Красной в компании классной
душевно и страстно поэты поют.
В обнимку с гитарой и песенкой старой,
и с песенкой новой и с той, что пока
совсем не знакома со старой гитарой,
но вот сорвалась уже с губ чудака.
Нам хочется снова молиться на слово,
стихами и музыкой души зажечь.
Влюбляться, как прежде, и снова, и снова,
и в русское слово, и в русскую речь…
На улице Красной, на улице Красной
послушайте песенку эту мою.
На улице Красной в компании классной
совсем не напрасно поэты поют.
Вот так и пели мы каждую субботу, пока не стало ясно, что напрасно терять время нельзя, и мы в силах делать не только журнал, но и выпускать сборники стихов, давать концерты, ходить со своими песнями в школы и институты и, наконец, делать свой фестиваль. В 2006-ом году редакция переехала на Белинского, 8, в историческое здание бывшей Казённой палаты, где в середине 19-ого века работал великий русский сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В те времена я любил пошутить: « теперь я сижу там, где когда-то сидел Салтыков-Щедрин». Но уже в 2013-ом мы перебрались в историческое здание Библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, на втором этаже которого, в конференц-зале проводили и презентации новых номеров «Суры», и вечера поэзии и авторской песни. В шутку этот бывший читальный зал с колоннами я называю «Колонным залом».
Зал колонный. Колоннаду
обнимает звук гитарный,
волны дружеских стенаний,
рифмы песенных стихов.
Если вам сюда, то надо
вид принять немного странный,
груз забыть ненужных знаний,
вспомнить прелести грехов!
Вспомнить женщины улыбку,
детский плач, мужское слово,
и сказать себе: «приятель,
здесь услышишь правду ты».
И понять, что в мире зыбком
истину искать – не ново…
Вот для дружеских объятий
не хватает теплоты.
Так обнимем же друг друга,
вспомним, юность, вспомним песни,
и дадим Любви и Вере
свой приют. Как хорошо!
Нет того теснее круга,
Где мы рядом, где мы вместе.
Зал колонный, шире двери,
с песней я к тебе пришёл!
Ко времени возмужания журнала и клуба в районе Арбекова было построено и новое здание библиотеки с прекрасным и большим залом на 500 мест. Именно в нём и решили провести заключительный концерт нового фестиваля авторской песни «Часовые любви». К этому времени мне стало ясно и другое: без выступлений на самых разных площадках города, без гостей из других городов, без знаковых имён проводить новый фестиваль просто нельзя. Необходимо было выходить на новый уровень проведения праздника поэзии и авторской песни. И финансовой поддержки его тоже.
Тогда, в самом начале пути, мне помог Глава города Иван Александрович Белозерцев. Кстати, и позже, в 2018-ом году, благодаря его поддержке (уже поддержке Губернатора), и журнал «Сура», и фестиваль «Часовые любви» обрели новый формат и статус, что позволило уже в 2019-ом читателю и участникам фестиваля ощутить эти изменения. Всегда с благодарностью буду помнить об этой помощи. Спасибо!
Дай бог, в этом году пройдёт уже девятый наш фестиваль, «Часовые любви» 2020. По сути своей и уровню он давно уже перестал быть фестивалем местного значения, ведь на его площадках поют гости из Москвы и Казани, Самары и Архангельска, Сызрани и Ульяновска, Саратова и Саранска: Ришат Гилязов и Николай Клюшкин, Сергей Иванченко и Елена Гало, Владимир Артамонов и Сергей Кирюхин, Марина Буданова и Ирина Садовская, Сергей Гайворонский, Андрей и Олег Будановы — авторы-исполнители, которых знает вся Россия. А Лидия Чебоксарова и Евгений Быков из Москвы, участники проекта «Песни нашего века», трижды украшали его гала-концерты. Теперь поддержку фестивалю оказывают и Правительство Пензенской области, и министерство Культуры и туризма.
А поддержка Областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова позволила запустить в Пензе и во всех районах области культурно-просветительскую программу «Неделя пензенского писателя». То есть, неделя до фестиваля — это встречи во всех библиотеках Пензенского края с поэтами и писателями, их книгами, их творчеством, их песнями. Это музыкально-поэтические вечера, которые проводит местная интеллигенция. Встречи с читателями помогает проводить и региональное отделение Союза писателей России. Мы начали эту работу в 2018 году, а в 2019 уже состоялось около четырёхсот таких встреч. В них приняло участие более семи тысяч человек! Я очень горжусь тем, что придумал этот проект и с единомышленниками претворил его в жизнь. Насколько я знаю, впервые в России!
Несколько слов скажу и об очень интересной работе, которую я называю Малой пензенской энциклопедией поэзии и авторской песни. Это компакт-диск, который содержит стихи и песни более полусотни пензенских поэтов и авторов песен. «Стихи и песни авторов «Суры» — так он называется. Сделан и выпущен был мной с помощью OOO «Мультимедиа компания» «Алюр» к двадцатилетию журнала. Голоса пензенских поэтов и бардов попадали в эфир программы «Свидание с авторской песней» именно с этого диска.
Однако годы творчества принесли ощутимые результаты и самим нашим авторам: большинство из них выпустили в свет свои сборники песен. Назову лишь некоторые: Владимир Медведев: «Ах, этот месяц номер девять»; Марина Теплицкая: «Союз зонта»; Андрей Кузнецов: «Говорят, под Новый год…»; Анна Хель (Аня Скоробогатько): «Под звонкие капли»; Ольга Правдина: «Мало алого»; Лидия Терёхина: «Мой август»; Валериан Александров: «Посвящения», Александр Заносиенко: «Бар «Лето»; Вячеслав Бахтин: «Сурская новелла»; Сергей Барехов: «Долгий путь»; Юлия Степная: «Пламя»; Елена Чебалина: «Разговор с ветром»; Олег Хабаров «Мои раскрытые ладони»; Вячеслав Филонов: «Всё начинается с женщины».
И теперь, на Белинского, 10, где живёт и работает Пензенский литературный журнал «Сура» звучат песни поющих поэтов. Появилась и новая песенка, которой я и закончу эту главу о пензенских клубах и фестивалях авторской песни. Рассказ окончен… А история продолжается! Под сводами старых лип и под перезвон колоколов нового Спасского собора.
На Белинского, 10 откроешь окно:
перезвон, воздух липы пьянят.
Помотался я, но… точно знаю одно –
нет местечка родней для меня.
Я друзей соберу, и гитарный аккорд
в плен возьмёт, новой песней маня.
Старый мот, старый кот…
Только знаю я: вот,
нет роднее людей для меня.
А когда разговор, будто драка-буза,
и в груди не хватает огня,
я друзьям загляну и в сердца, и в глаза –
нет роднее тех глаз для меня.
Нет роднее тех глаз для меня!
Фото и видео из личного архива автора