3° ... -1°, ветер 5 м/с
100.68
106.08
«…Собор был каменный, трехпрестольный, пятикупольный, в эклектическом стиле»
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Президент Фонда содействия развитию русской культуры Л.М. Руднева

4 сентября Преосвященный Митрофан, епископ Сердобский и Спасский, совершил чин освящения закладного камня в основание Собора в честь Покрова Божией Матери в г. Белинском.

История Покровского собора

«…Собор был каменный, трехпрестольный, пятикупольный, в эклектическом стиле. Он находился на Базарной площади в северо-восточной её части, в месте пересечения Саратовской и Тамбовской дорог. Построен на средства чембарского купца Василия Николаевича Хлюпина в 1828 – 1837 гг., а также причта и прихожан.

На время строительства собора к нему была временно приписана деревянная Покровская кладбищенская церковь, предназначенная для совершения в ней служения и для сбора средств в пользу строящегося собора, после сооружения которого служба в ней перестала совершаться.

В 1837 г. в соборе был только один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем году к нему добавился еще один —  в приделе, во имя св. Иоанна Милостивого. Колокольня была окончена в 1843 или 1844 г. Храм перестроен и расширен пристройкой галереи в 1875–1889 гг. по проекту, утвержденному 28 ноября 1875 года» (Из сборника «Охранная зона»; Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского).

Строительство трехъярусной колокольни началось в 1837 году. Недостающие средства в размере 1000 рублей пожаловал Николай I после двухнедельного пребывания в Чембаре. По свидетельству А.Х.Бенкендорфа, «государь император, выезжая из Чембара, всмилостливейше пожаловать изволил городу: в церковь 1000 рублей, в уездное училище 5000 рублей, в градскую больницу 5000 рублей».

8–9 июля 1879 г. строящийся собор освидетельствовал губернский архитектор Владимир Михайлович Бетюцкий (1826-1891).

Владимир Михайлович Бетюцкий — городской архитектор Красноярска с 1856 года по 1859 год. В 1859-1860 гг. — исполняющий должность губернского инженера в Красноярске, затем в Иркутске. В 1860-1861гг. — губернский архитектор Енисейской губернии. Основные работы: Гостиный двор, инженерное укрепление набережной Енисея в Красноярске и Енисейске, реконструкция храмов губернии.

В 1864 году был причислен к Министерству внутренних дел. Губернский архитектор Тамбовской губернии с 1872 по 1877 год, Тульской губернии — с 1877 по 1878 год, Пензенской губернии - с 1878 по 1880 год. В 1881-1882 гг. — пензенский епархиальный архитектор.

В.М. Бетюцкий отметил, что к собору делается «довольно значительная пристройка и возводится над настоящей церковью на старых стенах, с новою прикладкою к оным кирпичом, каменный восьмигранный трибун на парусах для купола, имеющего внутренний диаметр до 13 аршин. Купол назначен каменный, но, как заявил соборный протоиерей, строители желают сделать только одну деревянную подшивку купола и оштукатурить, что не может быть допущено без разрешения МВД. Со дня приступа к работам наблюдение за ними и указание принял на свою ответственность бывший губернский архитектор Целестин Николаевич Садовский, а со дня его назначения на службу в Минскую губернию работы собора производятся без всякого надзора, под личную ответственность священников и подрядчика из каменщиков».

В 1880 г. собор был освидетельствован архитектором В.Ф. Пруссаком, который отметил, что «в соборе пилоны и арки в настоящей уже выстроены и наполовину оштукатурены, устройство же каменного купола он решил отложить на несколько лет, пока не окрепнет стена барабана, предложив временно сделать вместо него досчатый потолок».

В 1899 г. храм снаружи был оштукатурен, а главы вызолочены. Он был красивейшим памятником культовой архитектуры не только Пензенской губернии, но и России.

 Из воспоминаний чембарца Леонида Васильевича Панова:

«Алтарь собора выходил на улицу Московскую, т.е. выходил на восток, а паперть была со стороны колокольни – с западной стороны. Собор был огромный, красавец. Был как новый, не имел ни одной трещины. Когда райком проявил инициативу по сносу, откровенно говоря, не знали с чего начать. Это было крепкое, грандиозное сооружение в хорошем состоянии. И здесь ключевую роль сыграл некто местный архитектор  Константин Иванович Хайдуров. В 1930 году он сделал заключение о том, что собор в аварийном состоянии. Тут сначала сняли крышу с самого собора, затем стали ломать стены. Когда все здание собора было сломано, колокольня еще стояла. В 1939 году, во время финской войны, сняли все колокола и сгрузили в одно место. Колокольня в довоенные и военные годы  выполняла роль пожарной каланчи. Во время морозов на нее вывешивали красный флаг, что означало отмену занятий в школе. На каланче-колокольне постоянно «торчал» пожарник. Оттуда была видна вся округа. При входе на колокольню были по обе стороны двери в подвалы, где, видимо, была ризница. Но в послевоенные годы стали ломать и колокольню. Ее не валили, а именно разбирали, а кирпич шел все в те же улицы старого Чембара. Лишь из части кирпича, более-менее сохранившего формы, сделали ступеньки в библиотеку. Однако почему-то он быстро рассыпался. Так в течение 20 лет уничтожалось главное сооружение г. Чембара — Покровский собор».

Инициатор восстановления Покровского собора в городе Белинском — художник Федор Федорович Воробьев (род. в 1928 г.), отличник народного просвещения, заслуженный работник культуры РФ. Он писал письма президенту, патриарху о его восстановлении. Было сообщение об этом и в «Пензенских епархиальных ведомостях». Вместе с Ф.Ф. Воробьевым инициаторами стали Шалыганова Т.В. (Фонд содействия развитию русской культуры, научный сотрудник Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского), Петровичева П.Н. По сохранившимся в Государственном музее-усадьбе В.Г. Белинского  фотографиям Ф.Ф. Воробьев изобразил собор во всей красе — одну из таких картин подарил музею. На месте, где стоял собор, теперь тоже находится его изображение, чтобы люди об этом не забывали.

Это рядом с районной библиотекой имени Белинского. Фёдор Фёдорович всегда с особой любовью и трепетом приступал к изображению соборов и церквей. В такие минуты дар творца соединялся с поэтическим вдохновением, и тогда рождались такие строки: Царица русского пейзажа,// Всегда любуюсь я тобой.// Стоишь ты гордо, величаво,// Как символ вечности земной. В Чембаре (так назывался до 1948 г. г. Белинский) художник живет уже  84 года. Из воспоминаний Воробьева Ф.Ф.: «Всё наше семейство из шести человек переехало сюда в марте 1935 года. Вспоминается момент, когда я каким-то образом в 1935 году летом оказался около Покровского собора, и вдруг зазвонил колокол на колокольне.

Удары его были такими оглушительными, что я испугался и побежал в сторону. Собор в то время был не разрушенным, но поруганным: стёкла разбиты, кое-где выломаны кирпичи, на главном корпусе не было кровли. Но всё равно он украшал площадь города и гордо стоял, как бы сопротивляясь варварскому разрушению. Бороться же за нравственность в бездуховном обществе почти невозможно». Своей самой лучшей картиной мастер считает «Царицу русского пейзажа». Ни одно строение не вписывается так в пейзаж, по мнению художника, как церковь, ну, разве что избушка деревенская — покосившаяся, соломой крытая». 

Восстановление Собора идет сложно. 26 января 2012 г. епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин принял участие в собрании, посвященном строительству Покровского собора города Белинский, проходившем в здании администрации Белинского района. И вот теперь, спустя 7 лет, произошло освящение закладного камня Собора.

Многие жители города уходили с легкой душой – то, что казалось совершенно  невозможным еще пару десятков лет назад, сейчас начало воплощаться при активной поддержке администрации города и района. С новыми силами и благословением продолжается строительство Храма.

Похожие статьи