Рецензия на роман Ю Несбё «Королевство»
Сергей Беседин
Сергей Беседин

Сегодня на портале «Пенза-Онлайн» мы открываем новую рубрику «Читалка». Приблизительно раз в неделю мы будем знакомить вас с новинками и бестселлерами мира книжной литературы, которые достойны оказаться и на вашей книжной полке. Первый на очереди  Ю Несбё  и его «Королевство».

Когда я был в Норвегии, то, проезжая мимо лощин и распадков, где спят одинокие деревянные домики, покрытые зеленеющими дерновыми крышами, все время думал: а как живут эти интроверты в десятках миль от цивилизации, среди этой дикой красоты и пугающей тишины? Что у них в головах, особенно во время длинной, сырой и мрачной норвежской зимы? И, кажется, только что вышедший роман модного Ю Несбё «Королевство» —это ключ к скандинавскому характеру.

Начиная читать «Королевство», трудно отделаться от мысли, что это римейк «Зимы тревоги нашей» Стейнбека: бесхитростный, простодушный герой (и там и там повествование ведётся от первого лица) заведует магазинчиком (у персонажа Несбё, кроме магазинчика, в ведении ещё бензоколонка), погрязает в быту, что подчёркнуто массой бытовых деталей и никак, никак не может разбогатеть, потому что болезненно честен.

Но на этом сходство и заканчивается.

Если у Стейнбека уставший от бедности Итен Хоули начинает заниматься подлостями, но такими юридически изящными, что комар носу не подточит — спаивает своего друга для того, чтобы дорогой земельный участок перешёл к нему, стучит на своего хозяина Маруло в иммиграционное управление и получает после его депортации в Италию в собственность магазинчик, то Рой Опгард — так зовут главного героя — своих недоброжелателей просто убивает одного за другим. Вполне в духе прямолинейных викингов. И деньги его интересуют гораздо меньше, чем Итена Хоули — он просто восстанавливает справедливость, так, как он это понимает.

Есть дурацкий манипулятивный вопрос, которым недалекие бабушки обычно озадачивают детишек: «Ты кого любишь больше — папу или маму?» Ужас жизни Роя Опгарда в том, что ему приходится отвечать на этот вопрос всерьёз и постоянно. Кто важней — отец или брат? Брат или любимая? Словно идёт какой-то нелепый отборочный матч в кошмарном сне, и его непременно надо довести до конца. Ещё ужаснее, что все преступления совершаются Опгардом в целях самозащиты, как бы нехотя.

«Королевство» — это роман о неплохом человеке, делающем жуткие поступки. Кто он — неудачник или чудовище? Ответа нет. «Я же не могу петь сам о себе», — говорил львенок в старом мультфильме. И так же Опгард: он не может оценивать сам себя, а только с внешним северным бесстрастием излагает события, одно за другим.

Кто виноват, что убийство становится единственным инструментом для решения проблем, которые рушатся на голову Рою, словно камнепад в норвежских горах? А никто не виноват. Стечение обстоятельств. Как отвечал у Воннегута Малаки Констант:

— Кто вы такой?

— Я лишь жертва цепи несчастных случайностей. Как и все мы.

Если вам кажется, что в рецензии есть спойлеры, то это не так. Неожиданных развязок и поворотов в книге столько, что хватит на десяток других, менее талантливых авторов.

 Источник фото: https://www.polaris.lv/

Похожие статьи