Не носит имя Белинского…
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Бойся равнодушных!

Это с их молчаливого согласия

совершается все зло на земле!

Юлиус Фучик

Каждый из нас считает самого себя «правильным» и «хорошим» человеком. Умным, добрым, порядочным. А до какой степени распространяется ваша гражданская позиция? Озвучите ли вы свое мнение, если оно высвечивает ошибки и некомпетентность тех, с кем вы работаете или живете в одном городе? Или поступите иначе: взвалите весь груз ответственности за себя и «за того парня», а может быть, будете говорить, что и раньше «так было и ничего – смирились, приспособились, живем потихоньку»?

Ваша позиция «День прошел – и слава богу» и «ничего не надо делать — как бы хуже не стало»?  А помните слова Юлиуса Фучика: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете».

Давайте о конкретных фактах. Один из районов нашей Пензенской области называется Белинским. Имя Виссариона Белинского не так давно было официально присвоено аэропорту в городе Пензе. А кто такой Белинский? Что кроме пресловутого «критик» вы сможете сказать?

Или как невежды, отмахнетесь: отстаньте, надоели вы со своим Белинским? И это при том, что ни одного факта из его биографии не знаете или не помните; великолепно написанных статей, которыми восхищались И.С. Тургенев, Ф.М.  Достоевский, И.С. Аксаков и многие классики русской литературы — этих статей тоже не читали; о роли великого критика в развитии русской литературы Золотого ее века не сможете ничего сказать. А ведь Белинский фактически один преодолел скромные границы своего жанра (критика) и стал фигурой, сравнимой по масштабу со своими великими современниками — Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым.

На время оставим литературоведческий вопрос и перейдем к общественному. Что можно сделать, чтобы гордость русской литературы не стала просто словом, от которого насмешливо отмахиваются невежды? Элементарно! Сохранить его имя в названиях. Так и принято в нашем цивилизованном обществе. Присваиваются имена великих людей, Героев Советского Союза, России и т.д. школам, улицам, поселкам. А что же с классиками? Скажете, что всё в порядке и имя Белинского где только не написано? Ан — нет! А тут процесс обратный!

 За несколько десятков лет при равнодушии и игнорировании проблем произошло следующее в городе, который с 1948 года носит имя критика. На данный момент (август 2019 г.) в городе Белинском:

  1.  улица БелинскОГО превратилась в улицу БелинскУЮ;
  2.  педагогического училища им. В.Г. Белинского тоже нет (менялся многократно статус учебного заведения, сейчас есть педагогические группы в Белинском филиале Каменского техникума промышленных технологий и предпринимательства),
  3. МОУ СОШ №1 г. Белинского носила имя В.Г. Белинского с 1948 г.,  сейчас не является именной; библиотеки имени В.Г. Белинского в городе тоже теперь нет: на фасаде здания всё еще есть торжественная надпись «Библиотека им. В.Г. Белинского», но юридически имя исчезло около 40!!! лет назад;
  4.  горельеф «Виссарион Белинский» (автор В.П. Пензин) сняли с фасада школы во время ремонта и позже перевезли на территорию музея-усадьбы В.Г. Белинского.

Пункт номер 4 требует на данный момент определенного решения. И разрешить этот вопрос администрации Белинского района из-за отсутствия средств просто не под силу.

Несколько слов об авторе памятника и его работе. Виктор Петрович Пензин — монументалист, график, основоположник современного лубка, Президент Академии народного искусства России и Вице-президент РусКультФонда (г. Москва), председатель правления Союза художников народного искусства, академик Русской академии наук и искусств.

В. П. Пензин учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого (1953 – 1958) (педагог Н.К. Краснов), в Московском полиграфическом институте (1958–1963) (кафедра А.Д. Гончарова). 

В 1973–1976 гг. В.П. Пензин жил в Пензе, работал как художник-монументалист. Выполнил витражи «Сказки Ахунского леса» для санатория им. В.В. Володарского, комплексное оформление турбазы "Чембар" (горельефы «Виссарион Белинский» и «Михаил Лермонтов», парковая скульптура «Журавушка») в г. Белинском; комплексное оформление кукольного театра «Орлёнок», комплексное оформление Дома политического просвещения (ныне Дом Молодёжи).

Всем памятны часы-гороскоп на фасаде железнодорожного вокзала станции Пенза-I. Выражение «под часами» никогда не требовало дополнительного разъяснения. Главные часы Пензы прослужили городу более 40 лет! В настоящее время В. Пензин подготовил проект новых часов для фасада вокзала с изображением гербов районов Пензенской области. В. Пензин создал Книгу-оклад (находится в стилобате памятника Победы). Стела-указатель Государственного музея-заповедника «Тарханы» (трасса Пенза-Тамбов) неизменно ассоциировалась с самим музеем «Тарханы» и мн.др.

В 1982-1992 гг. Пензин обосновал теоретико-стилистические особенности современного лубка, восстановил деревянные печатные формы, реконструировал атлас «Русские народные картинки»: иллюстрации к Библии В. Кореня (1692–1696) — 36 сюжетов, лубок XVII-XVIII вв. — более ста сюжетов. В 1982 г. Виктор Петрович организовал в Москве Мастерскую народной графики, в которую вошли более 100 художников России. В 1992 г. В.П. Пензин открыл в Москве первый в России Музей народной графики, став его первым директором.

Одной из своих творческих удач Виктор Петрович считает горельеф «Виссарион Белинский» («Я в мире боец»). Из каталога-выставки «Виктор Пензин. Графика. Монументальное искусство» (Москва, Советский художник - 1989):

«Если говорить о творческом удовлетворении, то в те годы я был счастлив, превращая свои фантазии в реальность. С неистовым увлечением работал над горельефными изображениями Белинского и Лермонтова. Вставали трудности разного рода: работа с людьми, с заказчиком. Другого человека они, может быть, и сломили бы, а меня лишь раззадоривали. Лубок вносит в профессию монументалиста новое качество. Но сам монументальный жанр, особенно чеканка по металлу, оказался твердым орешком. Зато, когда горельеф Белинского был готов и я остался с ним один на один, то понял, что такое счастье художника».

Горельеф «Виссарион Белинский» был серьезно поврежден еще во время демонтажа его с турбазы «Чембар» в 90-е гг.; добавились повреждения и во время снятия его с фасада школы (летом 2019 г. в школе проведен ремонт фасада здания школы). После окончания ремонтных работ (стены отделаны сайдингом) вернуть горельеф, который являлся украшением школы, ее отличительной особенностью, на прежнее место не планируется. В настоящее время местом хранения горельефа является усадьба В.Г. Белинского.

Но хочется надеяться, что жизнь горельефа «В. Белинский» продолжится! Памятник критику заслуживает того, чтобы после реставрации вновь занять место на фасаде школы в городе, носящем имя известного русского литератора, публициста и журналиста В.Г. Белинского или, как вариант,  можно поставить стелу-знак на въезде в город Белинский, который украшал бы горельеф нашего земляка. В любом случае, оставлять горельеф на заднем дворе музея-усадьбы не следует.

А теперь давайте еще раз зададим себе вопрос: мы — равнодушные и нам всё равно, как нас назовут и что станет с нашими памятниками и памятью?

Президент Фонда содействия русской культуры  Л.М. Руднева

Похожие статьи