Как простой мальчишка из бедной старообрядческой семьи Федор Гладков дорос до известного русского писателя
Пензенская область — уникальный уголок России, который притягивает к себе любителей и знатоков провинциальной истории и культуры. У многих литераторов, прежде всего советских, проскальзывала в произведениях тема любви к родному Сурскому краю. Одни родились здесь, другие приезжали сюда на время или навсегда, третьи находили в Пензе спутников своей жизни. Среди них А.Г. Малышкин, П. И. Замойский, А. М. Ремизов, К. С. Бадигин, А. Б. Мариенгоф, Ф. В. Гладков и др. Все они — из пензенской глубинки.
Накануне 140-летия со дня рождения Федора Гладкова — гениального прозаика, крупнейшего писателя, родоначальника новых тем в советской литературе, человека трудной судьбы, мы решили вспомнить ключевые моменты из его жизни.
Как же так произошло, что бедный мальчишка из захолустья вдруг стал известным писателем, имя которого известно многим нашим землякам и за рубежом?
Ответ на этот вопрос мы решили узнать у внука Федора Васильевича Андрея Гладкова, проживающего в Москве.
По словам Андрея Гладкова, ему было чуть меньше 4 лет, когда он застал деда живым. Андрею запомнилось два эпизода, связанных с Федором Васильевичем.
— Помню, как дедушка сажал меня на колени и как угощал конфетами. Все это было в Москве в Доме писателей (Лаврушинский переулок), где я также жил с родителями. Мой дедушка начал писать рано — в 17 лет. В юношеские годы, работая учителем русского языка, он любил много путешествовать. В те годы невольно проскальзывала в его произведениях тема каторги. Федор Васильевич писал о детских тюрьмах Краснодарского края, а также о женских тюрьмах Забайкалья, — запомнилось Андрею Борисовичу.
В нашем распоряжении оказались фотографии 80-х годов, которые сегодня хранятся у ахунского библиотекаря-краеведа Марии Лебедевой, попавшие к ней от дальней родственницы Федора Васильевича по материнской линии — Евдокии Горыниной. На фотографиях изображен сын Федора Гладкова Борис в окружении, по всей видимости, писателей и деятелей культуры, а также секретаря Пензенского обкома КПСС, историка-краеведа Георга Мясникова. На одном из снимков запечатлено открытие памятника Федору Васильевичу Гладкову.
Сегодня наследие Федора Гладкова — его библиотека, книги с автографами, столик и бронзовые часы, подаренные студентами Литературного Института на 45-летие литературной деятельности в 1946 году, хранится в Литературном музее, куда мы отправились, чтобы узнать подробнее о ключевых моментах жизни Федора Васильевича на пути становления его большим писателем.
Главный хранитель Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области Ирина Корженко предоставила нам несколько книг как самого советского писателя, так и книги, в которых запечатлены воспоминания современников о нем, а также произведения советского писателя, опубликованные в зарубежных странах на немецком, французском, турецком, испанском, английском и многих иных языках. Были показаны и подлинные прижизненные портреты Федора Васильевича, написанные в 1927 году и приблизительно в 1945-1947-х годах.
В конце прошлого века на меже у одной из бесчисленных дорог бывшей Саратовской губернии, ныне Пензенской области, в глухом селе Чернавка Малосердобинского района в 1883 году родился Федор Васильевич Гладков. Он воспитывался в бедной старообрядческой крестьянской семье поморского согласия.
С детства Федор Гладков видел много жестокого, несправедливого, запомнил душную полутемную избу с тараканами и мышами ( «без тараканов да мышей — дом без души»). Особенно пленяли его воображение священные книги в красивой, причудливой росписи таинственных букв с запутанной красной вязью кудрявых линий на страницах. Из-за этих книг юный Федор не раз подвергался жесткой порке.
Срисовывая слова и целые строчки из книг, битый-перебитый мальчишка очень рано самоучкой научился читать. Сначала это были богослужебные книги. Вскоре тайком от деда мальчик научился читать и светскую литературу.
Когда Гладкову исполнилось 10, в деревне открылась сельская школа. Учительница Елена Григорьевна Парменионова, самоотверженная девушка, одна из тех, кто любил «ходить в народ», оставила неизгладимый след в душе Гладкова и открыла мальчику красоту художественного слова.
Каким-то невероятным образом этот крестьянский мальчонка получает образование, становится учителем, и впоследствии вырастает до большого писателя.
Вместе с родными Федор Гладков много ездил по России на заработки. На рыбных промыслах Каспия они прожили год. Там юный Фёдор впервые увидел, что такое безысходное рабство. Люди надрывались на работе с раннего утра до поздней ночи, получая гроши, да и те утекали в лавочку хозяина. Многие работали здесь по несколько лет, отрабатывая долги.
Все свои переживания Федор Гладков в юные годы выливал на бумаге. Он вел тетрадь «Дневник мальчика», где описывал свою жизнь в деревне, рассказывал о рыбных ватагах и о радости возвращения домой.
Свои стихи и рассказы Фёдор никому не показывал . В них он изливал и скорбь, и озлобление, и жалобы, и мечты.
— Во время выпускного экзамена в 1900 году я отважился показать свой последний рассказ «К свету» учителю, и он неожиданного похвалил его и посоветовал отнести редактору неофициальной части газеты «Кубанские областные ведомства» Л.М. Мельникову. В итоге рассказ обещали напечатать. Но Мельников сказал, что предстоит много работать, это ещё первые шажки, — вспоминал Федор Гладков.
Первое его произведение появилось в печати в 1900 году, когда газета «Кубанские областные ведомости» поместила на своих страницах его повесть «К свету». В этом наивном опыте семнадцатилетнего мальчишки изображена девушка Таня, которая заканчивает гимназию и решает идти в народ — стать сельской учительницей , чтобы помочь «униженным и обиженным». В просветительской работе она видит спасение от всех социальных зол.
После уже в «Областных ведомостях» напечатали рассказы Фёдора «После работы», «Максютка», «Черкесенок», «Маленький горец», «У ворот тюрьмы».
— В 1901 году я послал Максиму Горькому в Крым повесть «На ватаге, на Жилой». Он же возвратил рукопись с припиской: «Писать Вам нужно. У Вас есть умение наблюдать жизнь, есть любовь к людям. Надо только писать кратко и метко — так, чтобы читателя точно палкой по башке. Исправьте рукопись сообразно с пометками на полях и пришлите мне: я напечатаю ее в «Миру божьем», — писал Гладков.
Однако, к сожалению, этот рассказ не был напечатан и исчез.
Затем Федор Гладков окончил в Екатеринограде (ныне Краснодар) городское училище, а чтобы вылечиться от лихорадки, уехал в Забайкалье учительствовать. Прожил в захолустном посёлке Ундинском учебный год, перевёлся в другую школу при железной дороге около Сретенска, в поселке Кокуй. Там он печатался непрерывно в Читинской газете «Забайкалье». Рассказ «Беспокойный» был принят в «Журнал для всех», но не увидел света — журнал закрылся.
В 1907 году на письмо Федора Гладкова в редакцию журнала «Современный мир» ответил русский писатель А.И. Куприн, можно сказать, дав ему путевку в жизнь. В тот момент Гладков находился в сибирской ссылке. Куприн добрым советом помог Гладкову поверить в себя. После того, как рассказ Федора Васильевича «Удар» был отклонен сначала иркутской газетой, а после петербургским «Журналом для всех», начинающий писатель обратился к Куприну. Тот дал земляку обстоятельный ответ и посоветовал «не складывать» перо.
В 1906 году в Ейске Гладков участвовал в революционном социал-демократическом движении. Вскоре был арестован, сослан на три года в Верхоленский уезд. В 1914-1917 годах учительствовал на Кубани.
В 1920 году Федор Гладков редактировал газету «Красное Черноморье» (Новороссийск), в 1921-м переехал в Москву, а в 1923-м вошел в литературную группу «Кузница».
С 1923 года Фёдор Васильевич стал литератором-профессионалом. В 1924 году он закончил написание знаменитого Романа «Цемент», был напечатан в 1925 году в журнале «Красная новь».
Этот роман сразу же принес писателю известность , и опубликование его стало грандиозным событием. «Цемент» был рекомендован для изучения в школах, а за рубежом — переведён на многие языки мира в 52-х странах.
Фёдор Васильевич вдохновился на создание романа «Цемент» в Новороссийске, где он жил и работал. В 1920-х годах его жизнь была тесно связана с восстановлением разрушенного Гражданской войной самого первого дореволюционного цементного завода в этом городе (1882).
Роман «Цемент» было первым произведением в русской и советской литературе, написанным на производственную тему. Он написан о современности, злобе дня начала 20-х годов — о противоречиях только что наступивших послевоенных лет , о восстановлении народного хозяйства. Поколение, прошедшее сквозь огонь и бурю двух войн и двух революций особенно горячо вспоминало «Цемент». В этом романе подробно анализируемая «технологическая» проблематика восстановления цементного завода сочетается с метафорическим планом — показом сложного пути формирования, «цементирования» новой социальной и семейно-бытовой психологии и поведенческих принципов. Роман вошел в хрестоматийный ряд произведений советской прозы, вызвал серию подражаний.
А. М. Горький, не очень расположенный к Гладкову (тому были разные и свои причины), писал о большой социальной насыщенности романа , о том, что эта книга должна многих воспитать.
К сожалению, далеко не каждому знакомы сатирические рассказы Гладкова, которые актуальны и сегодня. Написанные в 1926-1930 годах: «Головоногий человек», «Непорочный черт» и «Вдохновенный гусь» — вошли в сборник «Маленькая трилогия» (1932).
В годы Великой Отечественной войны Гладков — корреспондент газет «Правда» и «Известия» на Урале. В 1945–1948 годах – директор Литературного института им. А. М. Горького в Москве.
Как писал в своем дневнике сам Федор Гладков, работа в Литературном институте оторвала его от писательского стола на три года.
Федор Васильевич награжден в 1939 году «За выдающиеся заслуги в области литературы» орденом Ленина, в 1943 в связи с 60-летием — орденом Трудового Красного Знамени, а в 1953- вторым орденом Ленина в связи с 70-летием.
В 1950 году ему присуждена Сталинская премия второй степени за «Повесть о детстве», а в 1951-м — Сталинская премия первой Степени за «Вольницу».
Этапным в творчестве Гладкова явился второй производственный роман — «Энергия» (1932—1938; новая ред. 1947), написанный на материале возведения Днепрогэса и др. строек пятилеток с той же, что и в романе «Цемент», «двухуровневой» задачей: дать документальную историю строительства и одновременно масштабную картину энтузиастического раскрепощения энергии масс. Резкая критика, в том числе языка первой книги романа Горьким, побудила писателя к неоднократной переработке произведения, которое автор так и не счел завершенным.
Будучи уже автором широко известных советским читателям романов «Цемент» и «Энергия», Гладков приезжал на родину.
В августе 1935 года, когда был объявлен Всесоюзный конкурс на лучшую сельскую библиотеку, литератор приехал в родное село. Гладков собирал дополнительные материалы для автобиографической повести.
— Село у нас небольшое. Пожалуй, это не одно, а два села: одно — по ту сторону реки Чернавка, а другое — по эту. И там, и здесь по одной улице: избы стоят в один ряд, а через дорогу — амбары, загоны, «выходы» в земле… С высокого обрыва открывалась широкая низина за рекой, ослепительно сияющая сугробами снега. Отсюда видны были Ключи, Выселки, Петровский хутор и даже Вырыпаевка при впадении нашей Чернавки в Няньгу, — писал Гладков о родной Чернавке.
Всего Федор Гладков приезжал в зрелом возрасте на родину 7 раз.
В марте 1948 года Гладков снова был гостем пензенцев. В Пензе он встречался с читателями Лермонтовской библиотеки, подарил книги «Энергия» и «Цемент», в то же время на даче в Ахунах он работал над «Повестью о детстве».
В июне 1948 года Ф. В. Гладков уже в составе делегации Союза писателей приехал на торжества, посвященные юбилею В.Г.Белинского, присутствовал на закладке памятника великому критику в Пензе, побывал у рабочих часового и велосипедного заводов.
Умер Федор Васильевич Гладков 20 декабря 1958 года. Постановлением Совета Министров РСФСР имя писателя-земляка присвоено Петровской средней школе-интернату.
На дороге Пенза — Саратов еще в 1983 г. был установлен бронзовый памятник (цветмет в лихие 1990-е украли «благодарные» вандалы). Памятник представлял собой бетонный полукуб, на срезанном углу — постамент, на котором бронзовая фигура, словно скрытая до пояса трибуной. В руках человека — книга. В лице — гордая сила, воля человека, привыкшего преодолевать трудности и невзгоды.
В Новороссийском музее «Цементная промышленность» в 1979 году появилась мемориальная квартира, где воссоздана обстановка, в которой Гладков проживал с семьей в 1919—1921 гг.
А позднее в Пензенской области 9 сентября 2015 году был открыт историко-культурный центр («музей 3-х знаменитых земляков») в селе Ключи Малосердобинского района, где представлены экспозиции певицы Лидии Андреевны Руслановой, художницы Веры Михайловны Ермолаевой, а также писателя Фёдора Васильевича Гладкова.