«Формула дружбы» на Пензенской земле
Пензенская область огромна и прекрасна. Население нашего региона составляет 1331,7 тыс. человек, по данным на 1 января 2018 года. В его составе — представители более 100 народов и народностей. Сотни лет они живут на Пензенской земле, создавая уникальные традиции и культуру Сурского края.
Немного истории
Население, традиции и обычаи народов Сурского края формировались веками. Некоторые историки особо тщательно изучали особенности заселения нашего региона.
Публикуем выдержки из работы историка- архивиста и краеведа Михаила Полубоярова «Заселение Пензенского края в XVII – начале XVIII вв». (Публикуется по тексту: журнал «Земство» (Пенза), 1995, №2, с.171-196).
«Архивные документы свидетельствуют о существовании в глухих лесах и лесостепи вплоть до Сердобы, Чембара и верховьев Узы мордовских, русских и татарских временных и постоянных жилищ, особенно много было зимниц. С весны и до осени сюда ходили тысячи бортников, охотников, рыболовов. Некоторые оставались зимовать, потому что по снегу и льду рек легче переправлять на места постоянного жительства дары дикой природы. Летом же поймы рек занимали со своими стадами кочевники-ногайцы племени найманов. В укромных местах, на лесных попадались клочки пашни, самовольно обработанные крестьянами, приходившими из северных уездов.
Удивительно, но задолго до основания первых городов-крепостей на р. Ломов, на территории Наровчатского района, без какой-либо военной защиты от кочевников, уже стояли русские населенные пункты. В 1614 г. упоминаются деревни Азарапино, Ачасьево, Рузвель, Веденяпино (Беднодемьяновский-Спасский район). Все эти селения вытянулись цепочкой вдоль реки Мокши, лишь Веденяпино оказалось несколько в стороне.
После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств (1552, 1556 гг.) вся территория Пензенского края вошла в состав Русского государства. Сложились благоприятные условия для внутренней колонизации его южных и юго-восточных окраин.
Татары составляли основную часть служилого люда керенской черты, прибывая в основном из Темникова и Кадома. После 1670 г., как нам представляется, из-за принуждения к крещению, темниковские и керенские татары стали переводиться в Узинско-Кададинское междуречье. Во всяком случае, здесь не было монастырей, занимавшихся миссионерством, и это обстоятельство делало их жизнь духовно свободной.
Одними из первых сюда пришли для прикрытия пензенско-сызранской оборонительной линии темниковцы и саранцы в 1681 г. По челобитью Алмамета Дулатова, Араслана Илевлеева, Мустая Курмашева и Бикчюрака Булатова «з братьею и с товарыщи» им пожалованы на Елюзани и в прилегающих местах обширные угодья до 50 четей человеку. В 1689 г. к ним прибыло пополнение – служилые мурзы и татары во главе с Асаном мурзой князь Такшеиновым, Мирясом Кудайбердеевым, которым дан земельный оклад по 25 четей в каждом из трех полей, и они «из того поместья служат великому государю службу».
Мордва ориентировалась на Засурье и Поузинъе, где, как мы знаем, у нее с давних лет находились бортные ухожаи. Но если татары в подавляющей массе записывались в конные казаки, служа под водительством своих же единоплеменников мурз и князей, то служилой мордвы насчитывалось немного. Чаще в Присурье мигрировала посопная и ясачная мордва.
Мордва Никольского района явилась в Засурье, вероятно, с очень давних времен. Это едва ли не первые колонизаторы края.
Древними колонизаторами края были также служилые и ясачные чуваши. В упоминавшейся челобитной саранской мордвы Родайки Сивашева о бортном ухожае в Городищенском районе говорится, что прежде «мордовских дедов и отцов», т.е. до 1619 г., сбором меда на речке Можарке в Городищенском районе ведал свияжский чувашенин деревни Большой Бусулдук Тениш Елговатов «без грамоты и безоброчно», почему и лишился права пользоваться ухожаем.
Одновременно со служилыми людьми, татарами и мордвой Посурье и Примокшанье колонизировали дворяне, приписанные к здешним оборонительным чертам. В северных уездах почти все они владели деревнями. Получив земельные оклады в местах, где проходила служба, они перевозили из старых своих поместий крестьян и на отказанных им участках строили деревни…».
Наши дни
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года ( результаты переписи 2020-го года мы продолжаем с нетерпением ждать) в области проживает русских — 84,1 %, татар — 6,2 %, мордвы — 4,0 %, украинцев — 0,6 %, чувашей — 0,4 %, армян, цыган — по 0,2 %, белорусов, азербайджанцев, узбеков — по 0,1 %.
Каждый народ имеет свои уникальные культурные традиции, национальный язык, обычаи.
Культуры этих народов взаимодействуют, взаимообогащают каждую культуру, создавая яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.
Сохранение национального наследия — одна из важнейших задач региона.
Об этом и не только — новый проект «Формула дружбы», стартующий на портале «Пенза-Онлайн». Вас ждут интересные собеседники — руководители общин, диаспор и автономий, обычаи и традиции народов Сурского края, рецепты национальной кухни и секреты воспитания подрастающего поколения, путешествия по национальным деревням и погружение в самобытную культуру народов, населяющих Пензенскую область.
Уже на следующей неделе — первые герои нашего проекта. Не пропустите!
Материал создан при финансовой поддержке ФАДН.
Источник фото: https://pnzreg.ru/penza-region-for-all/photoalbum/holidays/695/