Александр Понякин — о реконструкции ахунских теремов и новых объектах культурного наследия
Мария Сайганова
Мария Сайганова

Информагентство «Пенза-Пресс» опубликовало интервью с начальником областного департамента по охране памятников истории и культуры Александром Понякиным . Остановимся на основных его моментах.

Про новые объекты культурного наследия

В этом году выявили не так много объектов, как в прошлом. В 2022-м мы определили историко-культурную ценность у четырех объектов. Это пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря в селе Сканово Наровчатского района, один отдельный курган и курганная группа у села Точка Лопатинского района. В Пензе в мае этого года пензенскими археологами выявлен культурный слой XVII - начала XX веков.

Археологи проводили масштабные работы, и в итоге в центре Пензы были определены границы культурного слоя. Это значительная территория. Она ограничивается Южной поляной — на юге, с востока — руслом реки Сура, с севера — в районе автовокзала, на западе граница культурного слоя проходит в районе ул. Плеханова.

Это означает, что на данной территории в земле имеются следы существования человека прошлых эпох, которые являются подлинными источниками информации.

Про реконструкцию

— На какой стадии находится реконструкция здания на ул. Белинского, 8?

Строение на ул. Белинского, 8 — известный объект культурного наследия федерального значения. Это здание казенной палаты, где работал писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин. В настоящий момент работы завершены, и они приняты всеми уполномоченными инстанциями. Здание запущено в эксплуатацию, оно отапливается, проведено электроснабжение, все необходимые коммуникации. Здание находится в собственности Пензенской области.

— Многие жители города обращают внимание на то, что в ходе реконструкции объектов окна не воссоздают по историческим образцам. В частности, отмечают, что у здания на ул. Белинского, 8 деревянные окна выглядят, как пластиковые. При этом местные подрядчики озвучивают мнение, что нужно делать по современным нормам энергоэффективности, и старые окна по ним не пройдут. Что вы думаете по этому поводу?

Выглядят окна, судя по всему, как пластик, потому что там внутри оконных переплетов установлены стеклопакеты. В России есть определенное нормативно-правовое регулирование в сфере строительства и эксплуатации всех зданий (к которым относятся и объекты культурного наследия) и нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Объект культурного наследия по своей природе – это здание, но здание особое. К нему предъявляются требования как к обычному зданию с точки зрения градостроительного законодательства и требования об охране объектов культурного наследия. Кроме того, существует постановление правительства РФ о составе проектной документации и требованиях к ее содержанию. Когда в отношении объекта культурного наследия проектируются определенные виды работ, этим документом руководствуются.

Также существуют требования о мероприятиях и технологических решениях об энергоэффективности этого здания. Неважно, что это объект культурного наследия — в первую очередь, это здание. Есть и профильный приказ Минстроя об утверждении энергетической эффективности зданий и сооружений. В совокупности эти акты предъявляют требования к заказчику, проектной организации о том, что проектировщик определяет оптимальные инженерные, технические решения по сохранению объекта культурного наследия.

К таким технологическим решениям относят в том числе и заполнение оконных проемов именно стеклопакетами. Потому что учитываются годовой удельный расход энергетических ресурсов и класс энергоэффективности материалов.

— Законна ли установка тонированных окон и тканевых навесов с названием заведения в здании бывшего мясного пассажа (ул. Московская, 85а)?

Особого требования по тонированным или прозрачным окнам в законодательстве нет. Это желание собственника.

— Как обстоит дело с домом на ул. Калинина, 2 — памятником культурного наследия регионального значения? Удалось ли урегулировать вопрос с собственниками одной из квартир в судебном порядке и изъять квартиру?

 Это жилой дом XIX века — объект культурного наследия регионального значения. Одна квартира находится в долевой собственности физических лиц, сейчас происходит гражданский процесс по нашему иску в Ленинском районном суде. Очередное заседание пройдет в январе 2023 года. Мы просим данную квартиру изъять.

Там очень тяжелая юридическая подоплека. В судах долго рассматриваются все документы и иски. Не исключено, что будет апелляция, потом претворение решения в жизнь, допустим, изъятие квартиры, перерегистрация ее на муниципальную собственность, снятие всех ограничений, обременений, кадастровые работы по объединению этого дома в единый имущественный комплекс, последующая аукционная документация по продаже или поиск собственников в аренду. Первостепенная задача – юридическое доведение всей документации до того состояния, когда можно говорить, что все документы в порядке, уже можно приступать к проекту.

Про ахунские терема

— Что планируется делать с ахунскими теремами?  

Они будут благоустраиваться и приводиться в порядок силами волонтеров, уже приступили к этой работе силами профсоюзов  — Федерации профсоюзов Пензенской области и, собственно, лечебно-профилактического учреждения — санатория им. Володарского, на балансе которого они находятся. Далее путем грантовой поддержки планируется подготовка документации, получение грантов некоммерческой организацией, на базе которой будут этот объект вводить в хозяйственный оборот.

Один из объектов сейчас используется, а над двумя нужно серьезно работать. Есть планы по второму объекту — через НКО получить грантовую поддержку и использовать ее для благоустройства объекта. По возможности затем использовать его площадку в научно-просветительских целях или в качестве выставочной или дискуссионной площадки для тех, кто в Ахунах отдыхает или живет.

Похожие статьи