Александр Дворжанский: «Идеальное решение сохранения исторического облика Пензы — сделать старые улицы заповедными, но  в современных условиях это невозможно»
Елена Альшина
Елена Альшина

Сегодня мы беседуем с ведущим краеведом, историком, православным журналистом, автором более 2 тысяч публикаций по вопросам пензенского краеведения и  сохранения историко-культурного наследия Александром Игоревичем Дворжанским, который рассказал о своем творческом пути и сохранении исторических памятников в Пензе.

Увлечение историей родного края появилось у Александра Дворжанского в 1980 году. В то время он работал инженером на радиозаводе в Пензе. Прослушав лекцию Анатолия Ратанина об истории Сурского края, работавшего в Пензенском отделении ВООПИК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры),  Дворжанскому самому захотелось изучить вопросы краеведения. Александр Игоревич посещал библиотеки в поисках информации о памятниках археологии, культуры.

— Настолько меня увлекло краеведение, что передо мной встал вопрос: либо оставить это занятие как хобби, либо окунуться в сферу краеведения и в перспективе самому издавать книги. В итоге выбрал второй вариант, который стал судьбоносным. В 1980 году я уволился и стал ездить по районам, знакомиться с действующими полуразрушенными церквями и монастырями. Для более глубокого изучения вопросов краеведения обратился в Пензенское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое тогда располагалось на базе музея народного творчества, где рассказал о своих исторических наработках, и меня сразу же приняли на должность консультанта по вопросам краеведения, — рассказал Александр Дворжанский.

Однако долго проработать в Пензенском отделении ВООПИК ему не удалось, чуть позже наш герой перешел на должность руководителя группы по подготовке Свода памятников истории и культуры области в управлении культуры Пензенского облисполкома. Правда, по факту его взяли старшим методистом  краеведческого музея. Именно  управление культуры  послужило для Дворжанского школой краеведения, где он изучал все памятники культуры и пробовал сам писать статьи, которые, по его мнению, сложно было назвать достойными по причине отсутствия профильного образования.

— К сожалению, этот Свод памятников так и не вышел, поскольку началась перестройка, и, естественно, было не до исторических материалов. После наступила инфляция. Все же удалось выпустить одну книгу, посвященную пензенским памятникам истории и культуры под названием «Материалы к своду памятников». В ней — статьи наших преподавателей и сотрудников московского исследовательского института, — вспоминает Дворжанский.

Работая в управлении культуры, Александр Дворжанский познакомился со своей второй супругой Татьяной Белгузовой, которая тогда была инспектором по искусству и  директором в музыкальном училище. Многие современники знают и помнят Татьяну Юрьевну как заведующую музеем архиепископов Серафима (Тихонова) и Феодосия (Погорского) при Успенском кафедральном соборе. Именно с ее помощью в дальнейшем Дворжанский и творил свои шедевры, он написал много научно-популярных статей на православную тематику. К сожалению, 4 года назад Татьяна Юрьевна, с которой Александр Игоревич прожил в браке 35 лет, трагически погибла. 15 июля 2018 года на пешеходном переходе ее сбила иномарка. 

До сих пор Александр Дворжанский хранит о ней светлую память и считает ее своим ангелом-хранителем, ведь  она помогала ему при написании статей и даже книг на православную тематику.

В 1991 году Дворжанский задумал открыть свое издание  «Пензенский временник любителей старины». В нем публиковались статьи  самого Дворжанского при поддержке его супруги Татьяны и пензенского краеведа Сергея Шишлова. Всего вышло 14 номеров журнала. Это были церковно-исторические сборники, в которых печатались научно-популярные статьи об искусстве,  истории церквей и монастырей, памятниках археологии и др. Некоторые выпуски даже получили тематическую направленность: третий и десятый посвящены М. Ю. Лермонтову, седьмой — Ф. И. Буслаеву, девятый — двум приездам в Пензу императора Николая II, двенадцатый — истории главной улицы Пензы (Московской).

— Я был главным редактором  журнала. Первые три выпуска мы с женой издавали под эгидой Пензенского музыкального колледжа им. Архангельского, где  тогда Татьяна работала завучем и директором. Первоначально планировали выпускать журнал тиражом в 5 тысяч экземпляров, но остановились на тысяче. «Пензенский временник любителей старины» продавался практически во всех местных киосках. Статьи мне помогала писать Татьяна, которая была филологом по образованию.  Иногда приходилось даже полностью переписывать материалы. А когда наступила инфляция, то долгое время журнал не выпускался. Но позже благодаря ученому Сигурду Шмидту, который дал высокую оценку журналу, над нашим изданием взяло шефство управление культуры (ныне — Министерство культуры и туризма), — отметил Александр Дворжанский.

В 1996 году Дворжанского включили в состав редакционного отдела Пензенского епархиального управления. А через год он был назначен редактором журнала «Пензенские епархиальные ведомости».

С 1998 года по 2004 год «Пензенский временник»  издавался под эгидой Пензенской епархии, после чего было принято закрыть издание.

В текущем году исполняется ровно 25 лет, как  Александр Дворжанский работает в журнале «Пензенские епархиальные ведомости», больше всего он писал статьи о церквях и монастырях нашего региона. А к 200-летию епархии по благословению владыки Серафима Тихонова в 1999 году выпустил целый том, посвященный основным вехам развития Пензенской епархии под названием «История Пензенской епархии».

— Книга писалась очень тяжело, думал, что не успею. Но благодаря моей покойной супруге, которая направляла на правильный путь, все получилось. Владыка Серафим подарил книгу о Пензенской епархии патриарху Алексию II. В планах было выпустить еще три книги о епархии: об истории храмов, монастырей и духовном образовании. В итоге не получилось выпустить следующие тома, да и владыка скончался, — пояснил Дворжанский.

Уже при нынешнем владыке Серафиме Александр Дворжанский вновь часто публиковался в «Пензенских епархиальных ведомостях». Это было уже в 2010 году, когда Александр Игоревич ушел на пенсию. Тогда владыка предложил ему перевыпустить издание об истории епархии. В итоге вышло только два тома  о храмах Пензенской области. Кроме того, вместе с Татьяной Юрьевной он выпустил два тома, посвященных покойному владыке Серафиму («Святитель Пламенеющий»). 

Сейчас ведущий краевед готовит очередной том о Пензенской епархии к ее 225-летию, которое будет отмечаться в 2024 году.

Основным направлением интересов Александра Игоревича является изучение истории и архитектуры гражданских и культовых зданий края, истории Пензенской епархии Русской Православной Церкви. Кстати, Дворжанский Александр Игоревич был награжден медалью Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского за участие в подготовке к юбилейным мероприятиям, посвященным 200-летию Пензенской епархии.

В свет вышли и его отдельные книги, посвященные улице Московской и Троицкой (Кирова). Причем в них краевед анализировал каждую усадьбу улиц. В перспективе — выпуск отдельных изданий об улице Красной и Володарского.

Мы поинтересовались у Александра Дворжанского как у ведущего краеведа, радеющего за сохранение культурного наследия, можно ли  сохранить памятники культуры и истории Пензы в современных условиях.

По его  мнению, это невозможно. Сегодня в областном центре  исторические дома можно пересчитать по пальцам. По большому счету,  они  находятся лишь в верхней части ул. Московской.

— Случайно в советские годы удалось сохранить здание на Московской, 39 — один из лучших памятников архитектуры Пензы, единственный остался на этой улице. Дом был построен купцом 2-й гильдии Федором Дмитриевичем Кузнецовым. В 1966 году здание поставили на государственную охрану как памятник истории, поскольку якобы здесь в 1918 году находилась редакция чехословацкой коммунистической газеты «Чехословацкая Красная Армия». На самом же деле эта редакция располагалась в другом доме, тоже принадлежавшем до революции Кузнецову, только Александру Андреевичу на Московской, 49. Таким образом, это обстоятельство и помогло сохранить историческое здание. В целом в Пензе очень слабая архитектура, тогда как, например, в Саратове на Проспекте Кирова сохранились многоэтажные дома  в стиле модерн, отображающие исторический облик города, — пояснил Александр Дворжанский. 

Пенза застроена новоделами, которые  не отражают атмосферу старины. Взять даже дом Мейерхольда. Со слов краеведа, от исторического здания остался только цокольный этаж. То же самое касается и здания на Московской, 73.

— Я считаю, что у каждого  города должно быть два лица: историческое и современное. Однако историческое лицо мы можем ощутить лишь в верхней части главной улицы. Вместо сохранения старинных домов (памятников культуры), исторические улицы точечно застраивают, что разрушает эстетический облик города, — считает Александр Игоревич. — Областной центр постоянно развивается, а алчные интересы городского развития поглощают остатки исторической архитектурной среды прошлого. Вместе с этим исчезает и вся история Пензы. Чтобы сохранить хоть как-то исторический облик города, нужно заблаговременно, как в свое время делал Георг Мясников, продумать дальнейшее предназначение здания. Самый простой вариант — превратить дом в музей, где пензенцы смогут окунуться в атмосферу прошлого. Идеальное решение проблемы — сделать старые улицы заповедными, но  в современных условиях это невозможно.

Похожие статьи