Что делать с «Горводоканалом»? — совещание в мэрии
Вчера в городской администрации прошло совещание с участием депутатов Городской Думы, представителей мэрии, предпринимательского сообщества и общественных организаций «Деловая Россия», «Опора Россия», «Торгово-промышленная палата». Главный вопрос дня: что делать с «Горводоканалом»?
Основной темой обсуждения стали штрафы, взимаемые «Горводоканалом» с предпринимателей за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ (ПДК) в системе водоотведения и за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения. За прошедший год общая сумма штрафов на все предприятия Пензы от «Горводоканала» составила 167 млн рублей.
Цель встречи — выработать реальные действия для решения проблемы — «драконовские» штрафы «Горводоканала» в сотни, а то и миллионы рублей, постепенно убивают пензенский бизнес. Каждый из сидящих в зале за «круглым» столом желал остаться жить и работать в Пензе, это было рефреном практически всех высказываний.
Председательствовал на совещании глава города Владимир Мутовкин.
Итак, чтобы не нагружать вас обилием информации, предлагаем Вам несколько ярких цитат участников встречи.
Глава города Владимир Мутовкин:
«…К нам обращается за помощью бизнес. По словам предпринимателей, штрафы «Горводоканала» непомерные, некоторым из них, если так и дальше будет продолжаться, бизнес придется закрывать.»
« Судя по обращениям предпринимателей, он (Ильин — прим ред.)заявляет, что у него начальник в Москве».
«Мы как Городская дума будем вмешиваться сами и заставлять мэрию вмешиваться в этот процесс. Так как 49% акций у города есть. Есть представитель в Совете директоров «Горводоканала, который может на это повлиять и заставить делать так, как написано в договоре».
«Предприниматели должны объединиться. Пока кто-то сидит на месте, а кто-то боится и хочет отсидеться, ничего не выйдет.»
Проблему обозначил и председатель ПРО «Опора России» Денис Каширов. Стоит заметить, что в отличии от невнятной позиции на предыдущем совещании народного фронта на эту же тему, здесь позиция Каширова была предельно ясна, и происходящие вещи он называл своими именами:
«Ежедневно нам приходит по два-три обращения от предпринимателей на «Горводоканал». Штрафы приходят и по 400 тысяч. В то время как предприятия зарабатывают 100-200 тысяч. Эти предприятия, по сути, завтра уже банкроты».
«Штрафов собрали за прошлый год порядка 100 млн рублей, собранные деньги должны быть направлены на модернизацию сетей. Было направлено порядка 3 миллионов рублей. Деньги уходят в Москву. По нашей информации данная контора будет работать два года, потом обанкротится. Обанкротят всех предпринимателей. Потом обанкротятся сами. Вытащив все деньги из региона».
«Почему мы в собственном городе должны терпеть непонятную структуру, которая не вкладывается в модернизацию сетей, которая штрафует за сброс, за вред инфраструктуре труб, которая ей при этом еще и не принадлежит?»
Замглавы города Юрий Зиновьев:
«Предприниматели обращаются к нам и говорят: «Зарплата у нас, образно говоря, 20 тысяч, а штрафа прислали на 30. Нам что делать? Как в такой ситуации действовать?»
Денис Леонтьев, заммэра (для справки — член совета директоров Горводоканала) у автора сложилось впечатление поэтому и другим его высказываниям, что позиция Горводоканала ему ближе к сердцу, и он не в мэрии работает, а в «Горводоканале»:
«Вопрос в формулах для каждого вида есть своя формула, что для интенсивного воздействия, что за ПДК. Почему они раньше не принимали, а решили с 2018 года принимать, это наверное вопрос к ним».
«Все платежи выверяются. Все что начислил «Горводоканал», не может опровергаться Единственный вариант — доказывать через судебное разбирательство, что они что-то неправильно сделали».
Председатель ПРО «Деловая Россия», депутат Законодательного Собрания Михаил Лисин:
«Предлагаю ознакомиться с опытом функционирования «Водоканала» в Заречном, к которому у местных предпринимателей никаких претензий нет».
Василий Городничий, предприниматель:
«Я акционер ТЦ «Весна». Мы привыкли к проверкам, за 2 квартал 2019 года принесли превышение уже после нового года, я сделал параллельный анализ. Но результаты анализа, сделанного сотрудниками «Горводоканала», не сохранились. Но даже если б сохранились, они были б недействительными. ТЦ Проспект - к ним постоянно приходили превышения за нефтепродукты. Хотя колодец расположен даже не на парковке. Нефтепродуктов там точно быть не могло. И когда» Горвдоканалу» руководство «Проспекта» написало, мол, придите, посмотрите, мы конфеты не из бензина делаем, они стали приносить за жиры и что-то еще».
Олег Звонов, «Деловая Россия»:
«Замеры делаются «Горводоканалом». Предупреждают вас по своим нормативам за 15 минут. Альтернативная лаборатория к вам никакая в этот момент не приедет. Существует специальная делительная воронка. По-хорошему, надо делать три пробы — ваша, «Горводоканала» и арбитражная, в последнюю должны быть засыпаны консерванты. Такая процедура не соблюдается нигде. Если она не соблюдается, никто никаких ваших альтернативных проб не примет ни в каком суде. Кроме того, если вы привезли в лабораторию вашу пробу в пластиковой посуде , в которую вам обычно сотрудники «Горводоканала» ее сольют, у вас ее уже не примут...»
Олег Тоцкий, предприниматель:
«Такое впечатление, что приходят в наш общественный туалет, и выливают туда нефтепродукты в то время, когда приходят проверять с лаборатории «Горводоканала». Специально для того, чтобы сделать превышение. Мы сейчас все обсуждаем негативное воздействие, а кто-нибудь разбирался, что это такое? За что берутся штрафные санкции? За потребление кислорода при разложении органики сточных вод. Это все должно сделать на второй очереди очистных сооружений «Горводоканала, которые до сих пор не построены ...До Ильина никого умных не было. Но он не учел, что мы тоже не дураки. Построит пусть вторую очередь очистных сооружений, а потом с нас требуют, что мы превышают. Какие в торговом центре могут быть грязные элементы и нефтепродукты, которые воздействуют на очистные сооружения?»
Карим Кузахметов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей:
«Понятно, что мы попали в эту ловушку с водохранилищем потому, что у нас есть желание сохранить наши природные особенности и плюс ко всему законодатель федеральный сделал это не просто так. В каждом регионе своя экологическая обстановка и сделать универсальный закон невозможно. Федералы дали максимальный коридор для принятия решений регионалам и муниципалам.
За 7 лет уже пора принять радикальное решение. Мы сейчас в периоде, когда мы или за бизнес, или не за бизнес. Сколько мы получаем за аренду инфраструктуры? Порядка 25-30 млн. Иски превышают в десятки раз эти деньги. Уже есть сформулированная программа, как забрать эту инфраструктуру и сколько это будет стоить.
Если встанет вопрос бюджета, уже готов вписаться бизнес. Он готов вложить средств столько, сколько нужно для того, чтобы забрать инфраструктуру и привести в ее надлежащее состояние».
В результате обсуждения дорожная карта с конкретными действиями в результате мозгового штурма власти и бизнеса все же была создана. Однако добавим, что в принципе нам, как и многим другим, абсолютно непонятна позиция, которую заняли присутствующие на совещании вице-мэр Денис Леонтьев и руководитель управления муниципального имущества Ирина Кочеткова. Они вместо поиска реальных решений пытались оправдать бездействие власти и по сути рэкет «Горводоканала».
Итак, в ходе совещания участники пришли к следующим вариантам выхода из сложившейся ситуации:
- рассмотреть возможность возвращения «Горводоканала» в муниципальную собственность (на данный момент городу принадлежит 49 % акций предприятия).
- создание в городе альтернативной лаборатории, аккредитованной по всем правилам
- изменение методики забора проб в сторону увеличения временных рамок.
- увеличение численности совета директоров указанной водоснабжающей организации
- провести аудиторскую проверку «Горводоканала» на предмет целевого использования денежных средств, поступивших от уплаты штрафов.
В целом, общение получилось весьма конструктивным. Следующую встречу участники заседания запланировали провести через две недели.