Бизнес ответственный и безответственный
Наверное, я старею, слишком часто стал задавать себе разные философские вопросы. Вопрос о социальной ответственности бизнеса тоже отношу к разряду философских. Я всегда придерживался позиции, что бизнес должен быть бизнесом и работать ради достижения каких-то экономических целей. Все дела с благотворительностью относятся не к бизнесу, а к конкретным людям, и это их личное дело: хочешь храму помогай, хочешь детскому дому, хочешь в благотворительных фондах участвуй.
При всем этом меня всегда напрягали ситуации, когда топ-менеджеры компаний повышают свою самооценку, помогая кому-то не за свой личный счет, а за счет компаний, которыми они руководят. Но это мое личное мнение, никому его не навязываю и ни к чему не призываю, это так, преамбула.
Поговорить в этой статье я хочу совсем о другом. О том, как наши чиновники понимают социальную ответственность бизнеса, как они нагружают бизнес-задачами, которые, по их мнению, социальные, чего это стоит бизнесу, и как это отражается на обществе?
Мы недавно поднимали тему развития профессионального спорта в регионе. Вопрос, когда большой чиновник вызывает руководителя предприятия и облагает его оброком на поддержку, скажем, футбольной команды, это социальное дело? На мой взгляд, совсем нет тут ничего социального, амбиции одного и безысходное положение другого, особенно, когда от чиновника зависят контракты предприятия.
Эти платежи входят в себестоимость продукции и резко снижают производительность труда на предприятии про которую печется председатель правительства Николай Симонов.
Другая ситуация — губернатор собирает разного рода бизнес и предлагает поучаствовать посильно по разнарядке в достройке храма — это тоже никакая не благотворительность, а дополнительный местный налог. Обе эти ситуации понять можно и даже согласиться с ними: вроде, на благие дела деньги идут!
А вот есть оброки, которые некоторые чиновники типа Рябихиной и ее антипода Трохина тоже считают социальной ответственностью бизнеса. Я же считаю, что предприятия и их руководители, которые участвуют в таких делах, продают душу дьяволу, нанося колоссальный урон обществу. Урон этот не только морально-идеологический, а иногда его в конкретных деньгах можно посчитать.
Один из ярчайших примеров, как некоторые предприятия в прямом смысле гадят в регионе, это финансирование определенным бизнесом портала «Пенза-Пост» и телеграм-каналов Тузова. При этом эти предприятия на всех углах хвалит власть.
Ресурсы Тузова — инструмент власти для травли в регионе всех неугодных ей бизнесменов, политиков, общественных деятелей и даже чиновников. Истории с Олегом Шарипковым, Валерием Савиным, …. у всех на слуху. Автор этих строк и редактор портала «Пенза-Онлайн» каких только гнусных эпитетов не удостаивались на ресурсах отставного чекиста. Мало того, что подобные ресурсы поощряют и разжигают в людях самые подлые и низменные чувства ненависть — злобу … и превращают людей в быдло, но еще финансирование такого безобразия позволяет предприятиям это делающим быть неприкасаемыми.
За примерами далеко ходить не надо, чтобы не копать глубоко и не говорить ни о каких платежах наличкой, откроем портал Тузова и посмотрим на его рекламодателей. Вот как пример — «Азия-цемент» — замечательная компания, крупный инвестор в Пензенской области, размещающий рекламу на портале, какую целевую группу хочет охватить?
Да никакую, по нашему оценочному мнению, «Азия-цемент», возможно, расплачивается таким образом с чиновниками за то, что грузовики, перевозящие ее продукцию, постоянно ездят с перегрузом и убивают пензенские дороги. Это как раз пример того, о чем я говорил выше: ущерб от разрушения дорог при желании можно прекрасно посчитать.
Наше оценочное мнение подтверждает то, что Пензенская область который год торпедирует внедрение системы весового контроля на дорогах. «Азия — цемент», конечно, опять же по нашему оценочному суждению, кроме того, что Тузова финансирует, наверняка, еще много чего полезного делает для власти, одним финансированием Тузова, вряд ли бы, прокатило - только это не благотворительность!
Продолжение, как говорится, следует, ждем от наших читателей новых подобных примеров.