-2° ... -7°, ветер 3 м/с
97.55
106.14
Транспорт в Пензе — придется ли платить больше?
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Лючия Бобикова

Вчера, в очередной раз по пути на работу, наблюдая за тем, как кондуктор в час пик ловко отсеивает «зайцев» от людей, оплативших проезд, задумался вот над чем.

Условия, которые ставит перед перевозчиками рынок, диктуют единственный путь. Качество пассажирских перевозок и стоимость проезда на маршрутках, автобусах и троллейбусах в Пензе периодически вызывает волну негодования у жителей областного центра и тех местных политических деятелей, что поддаются искушению попиариться на заведомо беспроигрышной теме.

 По мнению недовольных, повышение стоимости проезда, случившееся в прошлом году, не отразилось на уровне предоставляемых услуг, а значит, делают они вывод, деньги отправились прямиком в карман алчных хозяев транспортных предприятий, моментально купивших себе по парочке люксовых иномарок. Действительность, как это обычно бывает, немного сложнее и сильно отличается от политического пиара.

Зафиксируем текущее положение дел: одна поездка в пензенском автобусе обходится сегодня в 23 рубля, в троллейбусе — в 20 рублей, а на маршрутке — в 27 рублей. Признаем, что, например, цены на продукты питания растут никак не меньшими темпами, но все мы привыкли этого как будто не замечать, и уж точно не делать из этого проблему, которая выносится на уровень регионального правительства и губернатора. А ведь механизмы, заложенные в продовольственную инфляцию и инфляцию на рынке транспортных услуг, схожи.

 Подорожал бензин? Придется накинуть рублик-другой на килограмм картошки (сахара, мяса — нужное подчеркнуть). Транспортные компании оборудуют свои машины системами слежения, а магазины закупают платежные терминалы? Будьте уверены — за это в конечном счете заплатите именно вы, а не бизнес. Ровно то же самое происходит у пензенских транспортников — цены на топливо за последние годы скакнули значительно, спросите у любого водителя.

 Государство заявило, что пора оборудовать общественный транспорт системами приема безналичной оплаты и системами ГЛОНАСС — это огромные деньги, которые приходится где-то искать. Если не вестись на популистскую риторику, а взглянуть фактам в лицо, повышение цен на проезд в Пензе — это совсем не про комфортабельность перевозок, хотя, признаем, большинство автобусов, троллейбусов и маршруток в городе в очень достойном состоянии.

Это вопрос банального выживания, особенно в условиях текущего момента, когда городской бюджет не имеет возможности тратить деньги на компенсацию стоимости проезда (все-таки сравнивать Пензу с Москвой не совсем правильно). Кстати, если пользоваться общепринятой на федеральном уровне методикой расчета стоимости поездки, в Пензе она должна быть на уровне 40 рублей за билет, но как раз благодаря усилиям перевозчиков и договоренностями с городской администрацией, ее удается держать на гораздо более низком уровне, экономя практически на всем. Но так не может продолжатся бесконечно.

Учитывая растущие требования со стороны надзорных органов в транспортной сфере, не собирающиеся тормозить цены на топливо, удорожание комплектующих и запчастей, новое повышение цен на билеты может стать реальностью быстрее, чем этого хотелось бы жителям Пензы. Можно ли в подобных условиях увеличивать количество поздних вечерних рейсов, которые, как и обеденно-дневные, не приносят прибыли предприятиям, а ширят дыру в их «кармане», вопрос риторический.

 А ведь всем хотелось бы еще и расширения маршрутной сети, которая из воздуха не появится. Работать себе в убыток ни одно предприятие не в состоянии, это прямой путь к банкротству. Опыт муниципальных предприятий это красноречиво доказывает. Любая попытка удержать тариф на прежнем уровне ведет либо к исчезновению предприятия, и это показала практика прошлых лет, либо ляжет тяжким грузом на городской, а может и региональный бюджет.

Все это прекрасно понимают. Транспортная отрасль, как и любая другая, живет в ритме страны и переживает те же проблемы, что производители продуктов питания, мебельщики, промышленники. Работать в убыток и повышать уровень комфорта — откровенная утопия и мечтать об этом не стоит. Даже если очень хочется.

Похожие статьи