Двенадцать разбитых «тачек»
Павел Романов
Павел Романов

Автоподставы на дорогах — дело довольно дорогостоящее. Разумеется, их организаторы впоследствии рассчитывают получить неплохие дивиденды от страховых компаний. Но ведь нужно еще доказать, что имело место реальное ДТП. Страховщики — они ведь тоже не дураки. Ведь одни и те же машины постоянно бить не будешь. Тут целый автопарк нужен.

Однако группе пензенцев, в течение трех лет занимавшихся автоподставами, до поры до времени все сходило с рук. Несмотря на то, что в их арсенале всего семь инсценированных дорожно-транспортных происшествий, им удалось поиметь со страховых компаний (в основном с «Росгосстраха») более двух миллионов рублей.

Идейным вдохновителем этой затеи был менеджер по продаже автозапчастей Илья Косолапкин. Потом он будет утверждать, что заниматься автоподставами его заставило неудовлетворительное материальное положение. Да, трудно не согласиться с человеком, являвшимся владельцем автомобиля «Mitsubishi Lancer».

Итак, в первый раз Косолапкин организовал аварию 24 июля 2015 года подальше от Пензы в районном поселке Лунино. Его компаньоном выступал Эдуард Назаров — хозяин микроавтобуса «Мерседес 309D». Роли распределили так: Назаров — виновная сторона, Косолапкин — потерпевшая. Прибывший на место ДТП, инспектор ДПС, как обычно, составил протокол об административном правонарушении и справку об обстоятельствах дорожного происшествия, с которыми уже 27 июля Косолапкин появился в пензенском офисе «Росгосстраха».

3 августа «Мицубиси» осмотрел эксперт и пришел к выводу, что стоимость восстановительных работ составит 183 тысячи рублей. И уже через неделю эти деньги были перечислены на расчетный счет Ильи Косолапкина. Вот так все просто и быстро оказалось.

Тот же самый «Мерседес» принял участие и во втором инсценированном ДТП. Его оппонентом выступил «Lexus RX-300», принадлежавший еще одному фигуранту уголовного дела о мошенничестве Сергею Мартынову - менеджеру по закупкам одной из пензенских фирм. На проспекте Победы около шести утра 10 октября 2015 года «Мерседес» Назарова въехал в «Лексус» Мартынова, который вывернув руль протаранил вдобавок металлическое ограждение. Ну чем не натуральная авария?

Однако здесь приятели столкнулись с непредвиденными трудностями — страховая компания неожиданно отказала им в выплате компенсации. Тогда аферисты сделали ход конем. Они наняли своего эксперта. Согласно его заключению от 10 ноября 2015 года размер затрат на восстановительный ремонт «Лексуса» составил 408 тысяч рублей. Крепкий, видно, забор на его пути встретился. В тот же день Мартынов с подачи Косолапкина направил претензию в адрес «Росгосстраха» с требованием выплаты компенсации. Подействовало! 15 декабря на счет Мартынова «упали» четыреста тысяч рублей. Эти деньги затем поделили на троих.

Как правило, Косолапкин устраивал аварии раз в несколько месяцев, используя максимальное количество участников и принадлежащих им машин (за все время было использовано двенадцать автомобилей, включая «Porsche Cayenne Turbo»). Так меньше подозрений.

В июне 2016 года на автодороге Нижний Новгород — Саратов в Бессоновском районе он организовал ДТП с участием сразу трех машин. Сценарий происшествия был следующим. ГАЗ-270500 («Газель» то бишь) под управлением еще одного участника Романа Шутова столкнулся с автомобилем «Volkswagen Polo», которым управлял сам Косолапкин. А затем въехал по касательной в «Peugeot-407» (за его рулем находился Сергей Кульков — наладчик газового оборудования).

В этот раз оценивали ущерб, нанесенный «Фольксвагену». По заключению эксперта он составил 131 тысячу рублей. Но эта сумма Косолапкина никак не устраивала. Тогда он вновь обратился к другому эксперту. И тот вывел новую цифру — 222 тысячи 555 рублей. Пришлось страховщикам, спустя месяц, доплатить ему еще 127 тысяч.

Когда простые претензии в адрес страховых компаний не помогали, организаторы фальшивых ДТП обращались в суд. И тот, как это не удивительно, зачастую вставал на их сторону. Пусть даже удовлетворяя исковые требования частично.

Всего в автоподставах приняли участие девять человек. Финальным их выездом стало 24 декабря 2017 года. В тот день «BMW X1 sDrive» произвел столкновение с вазовской «семеркой» на проспкте Строителей. За рулем отечественной машины находился еще один знакомый Косолапкина Валерий Варламов. Впрочем, ущерб, причиненный иномарке, был оценен экспертами всего в 22 тысячи рублей. Да и то выплатили компенсацию уже после нового года. А затем закрутилось колесо правосудия.

Как я уже говорил выше, всего всплыли семь эпизодов, квалифицированных, как мошенничество в сфере страхования (статья 195.5 УК РФ). В отношении троих из подсудимых (назовем их малозначительными фигурантами) — Мартынова, Кияева, Мартиросяна уголовное преследование было прекращено. Но они, тем не менее, были оштрафованы на 140 тысяч рублей каждый.

Еще пятеро отделались условными сроками. Четверо получили по полтора года. А Косолапкин — два года условно только потому, что у него был более серьезный пункт обвинения — мошенничество в крупном размере. Ущерб страховщикам был возмещен полностью.

Похожие статьи