В Пензе могут исчезнуть троллейбусы: чиновники обсудили развитие общественного транспорта
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Тема целесообразности поддержки троллейбусного парка в нашем регионе уже поднималась несколько лет назад.

10 июля в городской администрации обсуждали Концепции развития транспортной системы. В мероприятии также участие первый зампред правительства Пензенской области области Виктор Кувайцев, мэр города Андрей Лузгин, глава города Владимир Мутовкин, представители Управления транспорта города, Управления по регулированию тарифов и энергосбережению региона и  другие представители органов власти.

Пересадить пензяка на общественный транспорт

На заседании была рассмотрена Концепция транспортной системы города Пензы на 2020—2024 годы, Положения  которой представил и.о. начальника Управления транспорта и связи города Михаил Глушков.

Мероприятия Концепции нацелены на решение таких проблем, как высокий технический износ автобусов и троллейбусов, низкая предсказуемость работы в вечернее время, отсутствие ответственности у перевозчиков за несоблюдение расписания и интервалов движения, отсутствие единого проездного документа, нерегулируемый тариф на большинстве маршрутов. Существующая городская маршрутная сеть насчитывает 59 муниципальных маршрутов, которые обслуживаются автобусами и троллейбусами. Большинство пассажиров в настоящее время перевозят автобусов малой вместимости — 48%. Автобусами большого класса пользуются 42% пассажиров, троллейбусами — 10%.

В планах — изменить данное соотношение путем перехода на автобусы большой вместимости. Для этого планируется войти в федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта БКАД. Пензой будет подана заявка на 2021 и 2022 года на приобретение 111 автобусов большого класса на газомоторном топливе.

— Замена имеющегося подвижного состава на новые автобусы позволит уменьшить средний возраст автобусов большого класса с 10 до 3 лет. Переход с экологической нормы Евро—3 на Евро—5 будет способствовать сокращению вредных выбросов в атмосферу и улучшению экологии областного центра. Приобретение низкопольных автобусов повысит доступность общественного транспорта для маломобильных групп населения, — доложил начальник Управления.

К 2022 году количество автобусов большого класса на газомоторном топливе должно увеличиться до 85% и составить 154 единицы.

В 2021 году планируется запустить в эксплуатацию Единый проездной документ «Ласточка» по которому можно будет оплатить проезд на всех маршрутах автобусов большого класса. Он будет многотарифным.

Обсуждалась в ходе встречи и возможность замены троллейбусов на автобусы на газомоторном топливе. По такому пути пошли в Тюмени, Липецке, Кургане, Владикавказе, Благовещенске, Астрахани, Перми, Твери.

Троллейбус больше не нужен

Троллейбусные маршруты — единственные маршруты, которые субсидируются из бюджета города Пензы. Затраты на компенсацию проезда в 2019 году составили более 107 миллионов рублей. Кроме того, высокий износ троллейбусов и контактной сети в 2021 году потребует дополнительных субсидий из бюджета города в размере 45 млн рублей или повышения тарифа для пассажиров.

В числе недостатков троллейбусного движения также низкая скорость и маневренность (нет возможности продлить или изменить маршрут под потребности жителей), прекращение обслуживания всего маршрута в случае обрыва контактной сети.

Помимо решения данных проблем замена троллейбусов на автобусы позволит соединить некоторые микрорайоны города, исключить дублирование маршрутов несколькими видами транспорта, обеспечить льготный проезд по новым маршрутам, продлить время работы транспорта.

В этом случае у жителей Шуиста появится возможность без пересадки добраться до центральной части города и Западной поляны с предоставлением льготного проезда. С Западной поляны горожане смогут напрямую добраться до Севера.

Участники встречи выразили беспокойство по поводу сотрудников троллейбусного депо в случае принятия решения о замене троллейбусных маршрутов. Как было отмечено, в связи с развитием новых автобусных маршрутов, увеличения количества автобусов в городе возникает большое количество вакансий на транспортных предприятиях.

Так, по словам представителя одной из транспортной компаний, они готовы принять около 50 водителей категории «Д» — есть нехватка водителей на автобусах большой и малой вместимости. Имеются и вакансии кондукторов — штат укомплектован на 60%. Стоит отметить, что окончательного решения по данному вопросу еще не принято, — сообщает сайт пензенской мэрии. По итогам встречи проект Концепции будет скорректирован с учетом поступивших замечаний и представлен на дальнейшее рассмотрение.

— Обсуждению надо придать широкую гласность для общественности, чтобы доработать документ и в результате реализации его мероприятий создать максимально удобные условия для передвижения горожан, – резюмировал Виктор Кувайцев.

Добавим, что тема целесообразности поддержки троллейбусного парка в нашем регионе уже поднималась несколько лет назад.

Кто спасет троллейбус

В прошлом году  Министерство промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области сообщало, что прорабатывалась возможность передачи в Пензу 100 троллейбусов из собственности ГУП «Мосгортранс».

Вести работу в данном направлении поручил губернатор Иван Белозерцев, который категорически настаивал на сохранении и развитии троллейбусного движения в областном центре.  

Пензенский троллейбус пережил несколько кризисов. До 2015 года троллейбусными перевозками занималось МУП «Пассажирские перевозки Пензы». Но 2015 оно было признано банкротом. Была реальная угроза, что все троллейбусы продадут в другие города за долги. Однако парк удалось сохранить, и он перешел под управление СМУП «Пензалифт», а с 2017 года — под управление ООО «Городской электрический транспорт».

Еще чуть ранее, в 2018 году, министр промышленности и транспорта Пензенской области Михаил Торгашин в интервью нашему порталу говорил следующее:
 

― Лично мое мнение: в городе-полумиллионнике должен быть троллейбус. Другой? ― да. Спасение троллейбуса в том, чтобы он был более быстрый, более комфортный. За счет оптимизации работы, за счет сокращения издержек троллейбус становится более рентабельным. Если три года назад перевозчику компенсировалось более 100 миллионов рублей, то в этом году сумма ― порядка 50 миллионов. В целом позиция министерства такова: надо сокращать количество автобусов малого класса в пользу экологичных видов общественного транспорта. Добавлю, если мы откажемся от троллейбуса сейчас, восстановить его вряд ли удастся.

Примерно в это же время на сайте мэрии появился комментарий тогдашнего градоначальника Виктора Кувайцева:

— У троллейбусов в Пензе есть будущее. Мы должны принять все необходимые меры для сохранения социального экологически чистого пассажирского транспорта, каковым являются троллейбусы. Такую задачу поставил перед нами губернатор, этого ждут от нас люди.

За два года пензенские чиновники успели поменять свое мнение, или тему лоббирует новый начальник Управления транспорта Сергей Буйлов? (министр промышленности и транспорта Пензенской области Михаил Торгашин перестал курировать отрасль в 2020 году — прим. ред.)

И еще. Мы как-то выступали с рядом предложений, как сделать пензенский троллейбус более рентабельным: убрать аренду СМУП «Пензалифт», снизить стоимость электроэнергии (во многих городах тариф значительно ниже, например, в Москве), выделить льготников из контракта, начать обновлять технику (увеличится пассажиропоток и сократятся затраты), увеличить пассажиропоток за счёт оптимизации маршрутов — услышат ли их сегодня?

P.S.  Любопытно, что в прошлом году тема целесообразности существования троллейбусов в городе появилась аккурат накануне выборов в ГорДуму. Сегодня она поднимается аккурат перед выборами губернатора. Удивительно, не правда ли?

Фото В.Белякова

Похожие статьи