Цифровые кадры для реального сектора экономики: в ПГУ разрабатывают модель конвергентного образования
В Пензенском государственном университете разрабатывают проект в области эволюции образовательных технологий и открытых платформ, где будут использованы новейшие модели и методы обучения — виртуальная и дополненная реальность, мобильное, электронное, облачное образование и многое другое.
Такой прогрессивный подход поможет вывести Пензенскую область в лидеры в области цифровизации. К тому же ученые из ПГУ предоставят рынку уникальный и универсальный продукт, который может применяться в любом регионе России. Пилотный вариант планируется запустить на базе Пензенского госуниверситета. Проанализировать региональный рынок и с учетом его запросов подготовить специалистов по актуальным программам образования с необходимыми компетенциями поможет проект «Цифровая трансформация процессов подготовки специалистов на основе модели конвергентного образования и интеллектуальных механизмов анализа регионального рынка труда».
«Мы учитываем специфику нашего региона, социальные и экономические особенности области. Выполнив анализ требований реального сектора экономики, интеллектуальная образовательная среда обеспечит актуализацию учебных программ и контента, используемых в вузах, в центрах переподготовки и повышения квалификации. Следовательно, новоиспеченные специалисты будут востребованы на рынке труда. Это решит проблему востребованности кадров, будет способствовать сокращению безработицы и продвинет наш регион на новую ступень экономического, социального и инновационного развития. Проект социально значим, он позволит повысить уровень образования и в конечном счете — уровень жизни населения», — поделился руководитель проекта, заместитель начальника отдела центра мультимедийных технологий и онлайн-обучения ПГУ Михаил Деев.
Научный коллектив предлагает разработать и исследовать модель конвергентного образования. Она обеспечит подготовку специалистов на основе актуализированных и согласованных с требованиями работодателей образовательных программ.
«Цифровизация в сфере образовательных услуг — это современный запрос со стороны учебных заведений и представителей реального сектора экономики. В современных условиях подобная трансформация образовательных услуг может стать драйвером для развития экономики региона», — добавил Михаил.
Разрабатываемая платформа спроектирована с учетом особенностей российского образования и обеспечивает условия реализации основных образовательных программ. К тому же модель применима к проведению массовых онлайн-курсов для населения, переподготовки и повышения квалификации. Особенность проекта — постоянная актуализация и модернизация учебных программ с внедрением новейших моделей и методов обучения. Механизм сбора и анализа требований работодателей необходим для мониторинга и поиска востребованных компетенций специалистов из открытых источников данных, таких как сайты кадровых агентств и агрегаторы с предложениями работы, биржи труда, сайты фирм и компаний, доски объявлений, базы данных вакансий, социальные сети и другие. На базе платформы реализуются этапы консолидации и интеллектуального анализа, в рамках которых определяются новые тренды и требования к образовательным программам и ресурсам.
«Пример достаточно прост. Предположим, в образовательной среде выполняется обучение по определенному направлению. Система выполняет мониторинг требований работодателей в регионе к программам подготовки специалистов, на основе которого подскажет, каким образом рекомендуется выполнить актуализацию и модернизацию программы и учебного материала. То есть платформа контролирует процесс адаптации программ и ресурсов к новым условиям экономики для того, чтобы снизить риск невостребованности полученного образования», — рассказал об особенностях образовательной среды Михаил Деев.
«Наш подход упростит процесс трудоустройства. Выпускник будет подготовлен к работе, он будет обладать набором актуальных компетенций и соответствующими знаниями, умениями, навыками. Работодатели смогут увереннее брать молодых специалистов на производство, так как они не только выпускники университетов, но и квалифицированные цифровые кадры. Это будет способствовать экономическому развитию и повышению активности предприятий в направлении цифровизации производственной сферы», — уверен разработчик.
Реализация проекта находится на этапе разработки и внедрения новых методов в программу цифровой трансформации образования. В 2021 году научный коллектив, руководит которым кандидат технических наук Михаил Деев, выиграл грант конкурса на «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс)». Планируется запустить пилотный проект образовательной среды на базе ЭИОС Пензенского государственного университета. Университет сможет готовить для Пензенского края цифровые кадры, всецело отвечающие запросу региона. Интеллектуальная среда является открытой платформой для дальнейших разработок и интеграций новых цифровых и инновационных технологий в сфере образовательных услуг и предполагает дальнейшее расширение функционала для обеспечения решений актуальных вызовов и запросов региональной экономики. Интерес к данной тематике проявляют не только ученые, но и представители реального сектора экономики, как рассказал Михаил Деев:
«На данный момент наблюдается тенденция стремления повысить свою квалификацию, обучиться новым компетенциям, развить свои знания путем прохождения массовых онлайн-курсов, программ переподготовки и повышения квалификации и так далее. Разработка и внедрение принципов конвергентного образования позволит Пензенской области обеспечить выпускникам уровень квалификации, сравнимый с уровнем обучения в ведущих вузах России и за рубежом, выйти в лидеры цифровизации среди регионов в области подготовки специалистов. Новые технологии открывают возможности повышения эффективности, скорости и прозрачности принятия решений по созданию комфортных и безопасных условий при получении образования в РФ».
Внедрение результатов исследования в образовательный процесс с учетом условий рынка труда позволит обеспечить рост экономической и инновационной активности предприятий, сократит срок подготовки специалистов и повысит качество полученных знаний и компетенций.
Источник фото: https://pnzgu.ru/news/2022/11/11/14153621