Откуда у пензенской «Единой России» 74,91% поддержки — мнение
Сегодня рано утром пензенский избирком опубликовал окончательные итоги выборов в Пензенской области. 74,91% поддержки получила партия власти «Единая Россия». Откуда взялся столь высокий процент у единороссов по итогам избирательной кампании 2022-го года?
Коллеги, работающие в разных городах России, вчера делились впечатлениями о ходе выборов. В Москве, например, многие избирательные кабинки были без шторок. Через плечо, конечно, избирателю никто не заглядывал, однако осадочек, как говорится, все равно остался. В провинциальной Пензе шторок избирательным участкам хватило, да и сами выборы прошли достаточно спокойно. По личным наблюдениям, большее число избирателей начало прибывать на участки ближе к 12 часам. Немало среди них было людей в возрасте 60+, которые уже давно считаются надежным электоратом партии власти. Но только ли они и бюджетники принесли ей очередную победу?
Для сравнения на выборах 2017-го года партия власти набрала 68,99% поддержки. В то же время 13,14% получили тогда коммунисты, 7,01% — ЛДПР и 5,46 % — эсеры. На выборах 2022 коммунисты смогли набрать лишь 8,53%, ЛДПР — 5,59, а эсеры и вовсе пролетели мимо регионального парламента — 3,3%. Очевидно, что часть протестного в 2017-м году электората перешла к единороссам. Почему?
Причин, на самом деле может быть несколько. Это и внутрирегиональные факторы — сильный авторитетный лидер Олег Мельниченко, имеющий большой аппаратный вес на федеральном уровне, возглавивший региональные списки «Единой России». Безусловно, для конкретного избирателя большое значение имеет значение, кто ведет партию на выборах. Очевидно, что уровень доверия у местных жителей к сегодняшнему губернатору достаточно высок.
Второй региональный фактор — отсутствие серьезных конфликтов местного уровня. Если вы помните, в 2017-м году в регионе существовала проблема «обманутых дольщиков», быстрое решение которой тогда не представлялось возможным. Люди выходили на митинги, подрывая таким образом, авторитет пензенской власти.
Третий фактор — отсутствие сильных лидеров у партий оппозиционеров. Настоящих вожаков нет ни у справедливороссов, ни у коммунистов. Если эсер Валерий Плахута пять лет назад хоть как-то худо-бедно вел партию к светлому будущему, то перспективы нынешнего руководства весьма туманны. Да и у коммунистов пришедший на смену Георгию Камневу Дмиитрий Филяев пока не успел дорасти до настоящего лидера компартии. Авторитета, партийного веса и опыта, которые были у Георгия Петровича, Филяеву, конечно, не хватает. Плюсуем к этому внутрипартийные склоки и раздоры, в том числе и по кандидатам на выборах.
Кроме того, судя по всему, сами единороссы, видимо, сделали неплохую работу над ошибками, совершенными ими в 2019-м году на выборах в Гордуму. На этот раз многие кандидаты от партии власти действительно вышли в народ, проводя встречи у подъездов многоэтажек, в районных клубах и на предприятиях.
Существует, конечно, и федеральный фактор, влияющий на поддержку единороссов. Это с теми решения, которые были приняты партийными лидерами в контексте проведения специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Мы не будем сейчас долго рассуждать на эту тему, но по данным ВЦИОМ, опубликованным «Ведомостями» неделю назад, 70% россиян поддерживают спецоперацию на Украине.
Опустим здесь возможные инсинуации по поводу подтасовок и тому прочее. Даже, если где-то они и имели место быть, вряд ли они кардинальным образом могли повлиять на конечный результат.