Александр Пашков: «Городу, безусловно, нужны инновации, но при этом городское хозяйство должно работать как часы!»
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Сегодня депутаты Городской думы назовут имя нового главы администрации. Мы решили поговорить с первым мэром, который был избран тайным голосованием депутатов, Александром Владимировичем Пашковым.

— Александр Владимирович, Вы были первым назначенным мэром. И ни у кого не было вопросов: кто вы, откуда? Вы были сенатором, депутатом...  Чем обусловлена ваша известность?

— В 2004 году был изменен устав города Пензы, и мэр стал не избираться, а назначаться. Лично мое мнение — это правильно. Глава  администрации — это человек, который должен отвечать за городское хозяйство в целом: за экономику, за благоустройство; за те сферы, которые принадлежат муниципалитету, в том числе образование, здравоохранение.

Но в то время вопрос стоял совсем в другом — в банальном наведении порядка и чистоты в городе — решении тактических задач, а не стратегических. Поскольку я был заместителем губернатора по строительству  и ЖКХ, это была моя сфера, и я в ней разбирался. Но если в правительстве она была чисто теоретическая — приходилось управлять замами,  главами районов, городов, то  в мэрии уже все нужно было делать самому.

— На сегодняшний день ситуация кардинально поменялась?

— Сегодня ситуация, безусловно, изменилась. Можно Виктора Кувайцева с Юрием Ильиным критиковать, но, в принципе, структура городская работает. На «три с плюсом» — как минимум. Лучше б — на «четыре с плюсом», но на «три с плюсом работает», это уже неплохо.

 И сегодня, возможно, уже не стоит задача, чтобы мэр был чисто уборщик, как когда-то я. А нужен градоначальник,  действительно создающий инновационную среду. Как правильно было замечено в  программе одного из кандидатов, должно быть место для молодежи в этом городе — чтобы она не уезжала в Москву.

 Сегодня один из кандидатов представил такую программу — на мой взгляд, она актуальная, но при этом еще раз хочу подчеркнуть: не надо забывать «подметать» в городе. Инновации — это хорошо, но отдача от них будет только через несколько лет, а все мы ходим по тротуарам, по дорогам, везде должны стоять урны, которые должны убираться, а свет— гореть. Городская инфраструктура обязана работать  в дальнейшем уже минимум  на «четыре с плюсом».

— Кандидатов в мэры многие не знают в лицо. Это плохо?

— Поскольку процедуру выбора доверяют депутатам, а депутаты представляют сегодня жителей, и в принципе они проходили серьезный отбор, это неплохо. Борьба за депутатский мандат была достаточно честной, соответственно, депутаты объективно должны подходить к вопросу избрания нового мэра и имеют на это право, поскольку получили мандат избирателей. В свою очередь, они должны более эффективно и системно спрашивать с мэра, которого они назначили.

И в этом случае ответственность ложится в первую очередь на тех депутатов, которые проголосуют в поддержку. Поэтому с них жители должны спрашивать еще активнее. А те, которые будут голосовать против, ради Бога, но предлагайте тогда конструктив в решении городских задач, проблем, вопросов.

— Многим вы запомнились строительством дорог. Можете вспомнить, как проходил этот процесс?

— Инициатором был все-таки не я, а Василий Кузьмич Бочкарев. Когда я работал еще заместителем губернатора, в 2004-м году он выделил деньги для Пензы. И говорит: «Вот, Александр Владимирович, деньги для города выделены, а осваивать их будешь ты».

Он предложил дороги, которые, по его мнению, нужно было тогда расширять. Сначала реконструировали улицы Суворова и Чехова. Нужно отдать должное Александру Серафимовичу Калашникову — он тогда сказал: «Тебе поручили — все мои службы тебе в помощь».

А к 2005-му году мы уже готовились осознанно. Губернатор вновь выделил деньги городу на ремонт дорог, и я могу сказать: была хорошая рабочая группа создана из работников ГАИ, которые профессионально разбирались, из института ПГУАС, депутатов городской думы во главе с Иваном  Белозерцевым; они и определяли какие улицы расширять.

Было много дискуссий и обсуждений. В то время не было сегодняшних технологий, но в ручном режиме, оказалось, мы сделали больше, чем в современном. Тогда уже мы планировали запустить «Зеленую волну» по ряду направлений города Пензы.

К сожалению, за 14 лет  эта задача так и не была доведена до логического завершения. Здесь есть над чем поработать новому главе администрации. Так как отсутствие нормального светофорного регулирования — одна из причин сегодняшних пробок. Поверьте, я  в этом разбираюсь, и вижу абсолютно хаотичное движение светофоров.

— А другая причина? Помнится, вы как-то говорили, что открытие улицы Красной значительно позволит разгрузить центр?

— Помню, как мы спорили с Владимиром Едаловым по поводу открытия движения на улице Красной. Я говорю: «Ну, посмотри, в Сан-Франсиско  — там угол дорог больше,  и трамвай ходит и вверх, и вниз. Сегодня же есть современные технологии. Например, по полосе спуска можно сделать тормозящую полосу из краски, положить резиновые накладки. Все возможно, главное — желание. А вот желания почему-то для решения задач у многих во власти, к сожалению, отсутствует. Зато есть четкая страусиная позиция — спрятать голову в песок — нельзя, запрещено — хотя это ж не значит, что не разрешено. Не хотят брать ответственность.

Улица Красная была бы огромным подспорьем для разгрузки Володарского. Возможно, зимой придется на этом участке улицы находиться сотруднику ГИБДД, дежурной машины Пенздормоста. При нормальной слаженной работе этих служб движение по улице спокойно будет осуществляться и вверх, и вниз.

— Новое всегда воспринимается в штыки…

— И вот начинается диванная стратегия, умники с образованием, не имеющим никакого отношению к профильному, высказывают свою позицию по расширению дорог.

А может кто-нибудь помнит, что мы расширили улицу Свердлова, кусочек  от Калинина до Терновского.  Мы ехали с аэропорта с моим заместителем Владмиром Сисиным, возникла эта идея, решили замерить ширину улицы. Она была 11 метров. По нормативу четырехполосная должна быть минимум 14 метров.

Мы вышли, сами рулеткой померили, приняли решение расширить! И сейчас на этом участке улицы нет никаких пробок.

— А что пожелаете новому мэру в плане реконструкции дорог?

— Главное пожелание —  делайте меньше, но качественнее. Не 40 километров, а 20, например. Но эти 20 будут с ливневками,  с благоустроенным прилегающим газоном, тротуаром, и там где это необходимо с своевременно посаженными деревьями.     

— Какова была реакция у бизнеса, населения, когда начали расширять дороги?

— Да, мы тогда убрали все палатки, «пивнушки» разогнали. Я и сейчас считаю, что это правильно. Мы никого не лишили бизнеса. Всем были предоставлены другие места под торговлю, которые не находились на первой линии.

— Как быть с увеличением полосности дорог сегодня?

— Опять же на следующие пять лет нужно запланировать расширение дорог. Потому что к отремонтированным, но не расширенным дорогам по программе БКАД нельзя подойти ни с ремонтом, ни с реконструкцией следующие пять лет, так как они находятся на гарантии. А за эти пять лет еще трафик вырастит. И смысл качественного асфальтового покрытия, на котором машины стоят и не двигаются, сводится к нулю. Этот вопрос можно  и нужно решать именно волевым решением.

К примеру, если говорить об улице Лермонтова, ее запросто можно сделать четырехполосной. Необходимо расширение участка ул. Калинина от ул. Лермонтова до универсама Южный. Потому что сегодня там бутылочное горлышко. Вот два, на мой взгляд, самых явных примера необходимости расширения дорог. А далее рабочая группа в составе специалистов  должна определять другие участки для расширения.

— Что мешало это сделать раньше?

— Отсутствие желания брать ответственность на себя и формализм. К сожалению, отдельные руководители во власти сегодня стали до того великие, что не отвечают на телефонный звонок и не перезванивают.  Понятно, не всегда есть время взять телефон, но перезвонить можно. Я считаю, что таких людей нужно отпускать в свободное плавание. И тогда они почувствуют себя на месте тех, кого игнорируют. Такая позиция присутствовала в руководстве предыдущей администрации города Пензы, надеюсь, она изменится с приходом нового главы.

Они прежде всего слуги и должны обслуживать интересы бизнеса и обычных жителей. А некоторые чиновники путают, думая, что это бизнес и жители должны обслуживать их интересы.

— Александр Владимирович, а как вы относитесь к открытию территории Центрального рынка для сквозного проезда?

— В 2005-м году мы рассматривали различные варианты развязки движения на перекрестке улиц Бакунина и Урицкого. Если бы было необходимо тогда, я, как глава администрации, тогда открыл бы Центральный рынок для проезда. Но мы пришли к выводу: открытие ничего не даст.  

А об открытии сегодня Центрального рынка для проезда должны говорить профессионалы. Четырнадцать лет назад была одна транспортная ситуация, сегодня — совершенно другая.

— Мы плавно подошли к другому спорному вопросу. Нужен ли городу муниципальный транспорт?

Муниципальный транспорт, безусловно, нужен во все времена. Задача городской администрации совместить и организовать такую работу муниципального и частного транспорта, чтобы все работало как часы, а жители чувствовали комфорт и заботу. Чтобы выдерживался график движения, обеспечивалось качество перевозок.

  В 2005 году в целях сохранения мы объединили все активы четырех МУПов в  одно АТП и оно успешно работало. К сожалению, в связи  с непониманием соответствующей важности этой проблемы предыдущей городской администрацией предприятие набрало долгов и его обанкротили. Задача — восстановить муниципальный транспорт.

—  Ваши напутствия новому мэру

— Первое напутствие —  организовать качественную эффективную работу городского хозяйства. Второе —  взаимодействие между собой и городом энерго-водо-теплоснабжающих организаций,

Третье — системно заняться вопросом архитектурного единообразия лица города, в том числе путем более активного ремонта фасадов.

 Отдельным пунктом выделил бы задачу, которую ставил перед предыдущей администрацией губернатор, но она не реализована практически никак —  красивая энергосберегающая эффектная подсветка в городе Пензе.

Которая придаст городу лицо современное, благоустроенное, тем самым привлекая как туристов, так и потенциальных инвесторов, потому что встречают на Руси по-прежнему по одежке.

Подсветка телебашни, реализованная по инициативе Ивана Александровича, получилась интересной и современной. Но и сам город должен принимать в этом активное участие.

Отмечу, что в Пензе неплохо развиты социально-культурная и физкультурно-оздоровительная сферы. Но при этом есть еще куда расти. Если депутаты проголосуют за кандидата, предложившего активно развивать инновационную среду, то перед ним  будет стоять задача качественного совмещения ее с хозяйственными задачами города. Не боясь решать любые проблемы.

Похожие статьи