Пензенские журналисты обсудили правила регистрации пабликов в социальных сетях
В Губернаторском доме прошло расширенное заседание комиссии Общественной палаты Пензенской области по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Темой стали новеллы законодательства, касающиеся регистрации в Роскомнадзоре групп сетевых изданий, газет и телеканалов в социальных сетях. В нем приняли участие руководители ведущих изданий региона.
Как напомнил председатель комиссии Общественной палаты Пензенской области по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, заместитель генерального директора медиахолдинга «Экспресс», советник губернатора Пензенской области по вопросам информационной политики Денис Абрамов, с 1 ноября 2024 года владельцы страниц в социальных сетях, аудитория которых больше 10 тысяч пользователей, должны сообщать в Роскомнадзор сведения о себе.
В декабре минувшего года постановлением правительства утверждены правила предоставления информации о пользователях социальных сетей и размещения сведений на страницах пабликов-десятитысячников. Документом установлены порядок предоставления данных о пользователях по запросу Роскомнадзора и состав предоставляемых сведений. Постановление вступило в силу с 7 января 2025 года.
«В соответствии с законом, владельцы страниц с данной аудиторией должны пройти процедуру идентификации в Роскомнадзоре, после чего их включают в соответствующий реестр. С ноября прошлого года это была рекомендательная процедура, сейчас она стала обязательной. Как только аудитория в социальной сети превысила 10 000 человек, возникает обязанность в течение 10 рабочих дней подать в Роскомнадзор соответствующие документы», — пояснил кандидат юридических наук, доцент кафедры частного и публичного права Юридического института Пензенского государственного университета, член Ассоциации юристов России Данил Феоктистов.
Эксперт рассказал, что для тех, кто не прошел данную процедуру, вводятся определенные законом ограничения.
«Во-первых, другие владельцы страниц в социальных сетях не имеют право делать репосты незарегистрированной страницы. Во- вторых, есть определенные ограничения для размещения информации о финансировании данного канала. Так называемые донаты. В-третьих, по результатам мониторинга Роскомнадзора, владельцам незарегистрированных страниц может быть направлено требование об ограничении доступа к данной странице. На исполнение соответствующих требований отводится один рабочий день. В-четвертых, он не сможет размещать на странице рекламу», — проинформировал Данил Феоктистов.
В соответствии с поправками, внесенными в закон «О рекламе», нарушителей последнего пункта могут подвергнуть крупному административному штрафу. К примеру, для юрлиц он составляет от 100 до 500 тысяч рублей.
Такие ограничения будут действовать, пока блогер или редакция СМИ не выполнит требования законодательства.
На вопрос журналистов, распространяются ли данные правила на иностранные соцсети, юрист пояснил, что те из них, которые признаны в России экстремистскими и запрещены, в настоящий момент не предполагают регистрации страниц-десятитысячников в Роскомнадзоре.
«YouTube пока не запрещен, поэтому владельцы каналов, у которых есть свыше 10 тысяч подписчиков, должны пройти регистрацию», — сообщил он, то же самое касается TikTok.
Старший специалист по работе в социальных сетях Центра управления регионом Пензенской области Инна Афанасова рассказала, что требования Роскомнадзора не преследуют цели ограничить возможности СМИ и популярных блогеров, они вводятся для повышения прозрачности контента и исключения случаев размещения фейков в соцмедиа.
«Во-первых, новеллы призваны защитить пользователей или подписчиков от недостоверной информации и фейков. Во-вторых, чтобы исключить каналы и паблики-дубляжи, в-третьих, это дает больше возможностей для заключения договоров с рекламодателями, которые теперь будут понимать, с кем имеют дело — что такой паблик действительно существует, это не мошенники, а официально зарегистрированное сообщество», — подчеркнула эксперт ЦУРа.
Она также рассказала руководителям СМИ об алгоритме прохождения регистрации физических и юридических лиц.
Собравшиеся обсудили практические вопросы исполнения требований федерального закона.
Редактор одного из пензенских сетевых изданий поинтересовалась, как убедить рекламодателей не размещать свои посты в запрещенных социальных сетях, признанных в России экстремистскими организациями.
«Эта информация размещается на платформе, которая является экстремистской, и за это платят деньги, соответственно, данные действия, возможно, будут иметь признаки операций, связанных с финансированием экстремистской деятельности, что запрещено законодательством. Если товаропроизводитель или поставщик услуг размещает рекламу на таких запрещенных ресурсах, вы можете в инициативном порядке написать заявление в правоохранительные органы, чтобы они дали данным фактам правовую оценку», — посоветовал председатель комиссии Общественной палаты Денис Абрамов.
В завершение встречи участники заседания обменялись мнениями и поделились опытом прохождения регистрации своих пабликов в Роскомнадзоре.