Как не подхватить «школьные» болезни
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

 Показатели, характеризующие физическую подготовленность, у современных детей также  значительно ниже, чем у их сверстников начала 21 века, вследствие чего многие дети часто не в состоянии выполнять нормативы физической подготовки и зачастую стараются  вовсе избегать физнагрузок.

«В период  школьного обучения у детей дебютирует основная  масса хронических неинфекционных заболеваний:  болезни органов зрения и слуха, желудочно-кишечного тракта,  опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной систем»,- рассказывает  заведующая отделением медицинской помощи обучающимся городской детской поликлиники№6, главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях министерства здравоохранения Пензенской области Лариса Рагимова.

По словам специалиста,  в настоящее время  среди школьников неуклонно растут цифры таких впервые выявленных заболеваний, как миопия, нарушения осанки, сколиоз,  ожирение, заболевания щитовидной железы и половой сферы, невротические состояния. 

«Лидирующее место в топ-листе школьных болезней занимает близорукость (миопия), обусловленная повышенной зрительной нагрузкой на глаза, неправильным освещением, бесконтрольным использованием гаджетов, многочасовым просмотром телевизора, чтением лежа,- поясняет врач-педиатр. - Стремительное ухудшение зрения наблюдается уже в младших классах, что  в большинстве случаев вынуждает ребенка  носить очки или линзы, и  как правило, остается со своим обладателем  на всю оставшуюся жизнь».

Детский врач  подчеркивает, что  медицинская статистика диспансерных наблюдений наглядно показывает, что у 85% учащихся всех возрастных групп выявляются симптомы нарушений в позвоночнике - сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз, различные формы плоскостопия.

Среди причин развития сколиоза (сутулости) у школьников специалист выделяет  длительное сидение за столом и партой  в неправильной и напряженной позе в виду отсутствия навыка правильной осанки, неправильная организация рабочего места, неверное ношение  рюкзака или сумки, вес школьного ранца, который  гарантированно перегружает опорно-двигательный аппарат,  постоянное пребывание в пассивном положении,  избыточный вес, низкая  физическая  активность и отсутствие правильной нагрузки на мышцы спины, нерациональное  и «скудное» питание. 

В структуре неинфекционных заболеваний современных школьников в тройке лидеров находятся  болезни органов пищеварения. «У учеников нередко меняются пищевые приоритеты:  усыпляя родителей  «байками» о невкусной школьной пище, многие дети  отказываются  от горячего питания, переходя на  «снековую» еду, шоколадные батончики, булочные перекусы на бегу. Такой «стиль» питания  или его полное отсутствие, увлечение диетами  неизменно заканчиваются  гастритом,  язвенной болезнью желудка,  дискинезией желчных путей, нарушениями полового созревания, сердечно-сосудистыми заболеваниями,  лечить которые приходится не один год», - предупреждает врач.

По мнению специалиста, в отношении питания  ребенка-ученика  взрослым важно занимать «охранительную позицию» - не идти на поводу у юных «манипуляторов» - растущий организм нуждается в полноценном и разнообразном питании, включающем все необходимы витамины и микроэлементы. Потому в школьном возрасте стоит усилить контроль  за здоровым рационом отпрысков, а главное – восстановить и популяризировать культуру домашнего питания.

Постоянное переедание, увлеченность фастфудом и «быстрой» едой, неправильный режим дня, диванное  времяпровождение с гаджетом в руках, отказ от прогулок и физической нагрузки в сочетании с психологическим дискомфортом в семье или школьном коллективе делают свое дело – незаметно у ребенка накапливается избыточный вес, а впоследствии развивается  ожирение.

Эксперт обращает внимание взрослых на психологическую  проблему современных школьников -  неврозы, психоневрозы, неврозоподобные состояния.

Особенности детского и подросткового возраста, повышенные умственные, физические, эмоциональные нагрузки, психологический дискомфорт,  связанный с семейными и  школьными, межличностными  конфликтами,  тревога, плохой сон, частые головные боли, и,  как следствие, -  агрессия,  навязчивые движения, страхи, резкие перепады настроения, депрессия,  астения,  невроз.

Существенно ухудшают  состояние здоровья старшеклассников  вредные привычки и зависимости, в том числе курение, алкоголь и ранний половой дебют.

«В вопросах укрепления здоровья нашего подрастающего поколения  важно действовать  системно и согласованно,  используя  все имеющиеся механизмы и возможности государства и здравоохранения, общества,  школы, семьи - в интересах сохранения будущего генофонда российской нации»,- резюмирует специалист.

Фото и материал  предоставлены министерством здравоохранения Пензенской области

Похожие статьи