ЖКХ. Вопросы без ответов и ответы для галочки
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
На прошлой неделе начальник управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области Инна Левченко представила отчет о работе управления за 2016 год.

IMG_20170616_101046 (1).jpg

Языком цифр


По словам начальника управления, сказанными ею перед собравшимися в большом зале Администрации Железнодорожного района г. Пензы руководителями управляющих компаний, ТСЖ и представителями ресурсоснабжающих организаций, основное направление деятельности (де-юре являющейся правопреемником Государственной жилищной инспекции Пензенской области), раньше (в начале ее карьеры, в 2011 году) за год в инспекцию поступало по 700 обращений. 2016 год Госжилстройтехинспекция закрыла с 19 тысячами обращений. С чем же связан такой всплеск гражданской ответственности?

Во-первых, законодательство в жилищной сфере очень быстро развивается, возникает очень много вопросов и к управляющим компаниям, и к управлению. Около 3 000 поступивших обращений потребовали проведения проверочных мероприятий. А, во вторых, требуется разъяснение очень динамично меняющегося законодательства или грядущих изменений в нем. 6 тысяч из названных обращений — это обращения юридических лиц: ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ и управляющих компаний.

— Если говорить о самих нарушениях, — продолжила руководитель управления, — то, по данным нашего регионального жилищного надзора, лидер в списке нарушений — это нарушения правил эксплуатации жилищного фонда организациями, которые осуществляют эту эксплуатацию. Жилищный фонд стареет, рушится, эксплуатация идет. Выходя на место, мы уже видим, что текущим ремонтом эту ситуацию не поправить. Но предписание мы вправе выдать лишь на текущий ремонт, поскольку проведение мероприятий по капитальному ремонту относится к компетенции общего собрания собственников, а мы не в наших силах повлиять на их решение.

Справедливый и полезный надзор


Инна Левченко в данном случае, конечно же, лукавит. Обратимся к практике выдачи предписаний самой инспекцией. Больше это, конечно касается предписаний, выданных ТСЖ, нежели управляющим компаниям. С управляющими компаниями понятно — это коммерческие организации, осуществляющие деятельность, связанную с несением определенных рисков. Другое дело — объединения граждан в ТСЖ, некоммерческие организации, которые работают лишь за счет средств, собранных собственниками квартир и иных доходов не имеют. Даже выданные инспекцией предписания, касающиеся текущего ремонта, они вынуждены исполнять за счет дополнительного сбора средств с жильцов.

Путем проведения собрания они это будут делать, либо председатель, как побирушка, будет ходить по квартирам и уговаривать всех жильцов подать копеечку на ремонт, а не то придется еще и штраф платить, неважно. В данном случае инспекция также влияет на решение собственников, причем, весьма авторитарно, но, не признаваясь в этом.

Более того, на немногочисленных собраниях, которые Инна Левченко проводила с директорами УК и председателями ТСЖ в течение прошлого года по изменениям в законодательстве, на вопросы председателей ТСЖ о том, где взять денег на соблюдение всех нововведений, ответом была лишь такая фраза руководителя управления: «У вас есть право проводить собрания, разъяснять жильцам нормы законодательства и проводить беседы с ними о том, что, если они не выделят эти средства, то они нарушат закон и будут за это нести ответственность». А это ли не влияние на решения собственников?

Может быть собственникам совсем не хочется нанимать специалиста и платить за электронный ключ для раскрытия информации на все еще неработающем ресурсе ГИС ЖКХ? Да еще потом сидеть дома и разбираться, как именно им, жильцам, пользоваться этим самым ресурсом, в котором содержится информация для их, жильцов, сведения. Нет, никто и не спросит в данном случае жильцов. Законодатели навязали услугу, исполнение которой надо оплатить, а уж воспользуется кто ею или нет, неважно. А уж управление со всей строгостью проконтролирует исполнение закона, о чем Инна Левченко не забыла напомнить собравшимся.

IMG_20170616_101033.jpg

Ответов нигде не найти


34% обращений граждан, по словам руководителя управления, было о неправомерных начислениях за коммунальные услуги. В этой связи необходимо упомянуть о последних изменениях, так называемых нормативов ресурсов, тратящихся на СОИ, которые перешли в строчку технического содержания жилья. Нормативы потребления ресурсов на СОИ были наконец-то приняты управлением по регулированию тарифов Пензенской области и действуют на территории региона с 1 июня текущего года.

Ранее управляющие организации устанавливали свои нормативы, которые должны были быть утверждены общим собранием собственников (еще одно решение жильцов, на которое вроде бы никто не влиял). Теперь нормативы нам посчитал специализированный орган. При этом, конечно же, не было учтено всего технического многообразия пензенского жилья, нормативы очень усреднены, и многие технические особенности, которые сильно влияют на количество ресурса, потребляемого для нужд СОИ, там не нашли своего отражения.

На вопрос из зала, как быть с теми домами, технические характеристики которых не учтены в новой таблице нормативов, предложенных к использованию на территории Пензенской области, Инна Левченко предложила обращаться в индивидуальном порядке в тарифорегулирующий орган с просьбой о расчете индивидуального норматива.

Однако еще в феврале сего года Ассоциацией ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области было направлено в Управление по тарифам письмо с просьбой обратить внимание при расчете и установке норматива на ряд существующих конструктивных особенностей, присущих пензенским жилым домам. И что же? Ни один пункт данного письма не был учтен при расчете норматива. Вот к чему привели обращения, можно было с таким же успехом обратиться к Гаагскому трибуналу, наверное, больше было бы пользы.

IMG_20170616_101003.jpg

На такое обвинение в бездействие Управления по тарифам Инна Левченко ответила, что, возможно, придется доказать свою позицию, представить полные технические характеристики дома — проектную документацию и другие. Да вот беда — не многие пензенские дома могут похвастаться наличием подобной документации.

Застройщики предпочитают сдать дом (желательно на бумаге), получить денежки от покупателей квартир и тут же пропасть. О том, чтобы передать хоть кому-то техническую документацию (в которую вносится в процессе строительства столько изменений, особенно с целью удешевления процессе, что с первоначальным проектом она уже имеет мало общего), или (еще чего!) передать кому-то наружные коммуникации, и речи нет.

Застройщик сделал свое дело – дом выстроил. Как строение будут эксплуатировать — это не его печаль. Я уж не говорю о домах так называемых «хрущевской» и «брежневской» застройки. Там о документах и не слышал никто.

Восстановить их (то есть найти их вторые экземпляры и изготовить копии) стоит немалых денег и сил. Поэтому, скорее всего, обращений в тарифорегулирующий орган для установления индивидуальных нормативов на СОИ будет немного, а число обращений граждан о неправомерных начислениях за коммунальные услуги в следующем периоде увеличится. Но это не беда. Управление, которое возглавляет Инна Левченко, отреагирует на них быстро и в соответствии с законом. А потом опять отчитается.

Нет нужды заострять внимание на том, что на все свои вопросы собравшиеся в зале получили подобные ответы — пойдите туда, представьте то, не забудьте оплатить, соблюсти и, если надо, жалуйтесь.

Пока все наши чиновничьи структуры будут работать в таком галочном режиме, мы вынуждены будем все проблемы утопающих решать силами утопающих. И не забывать платить налоги. Чтобы содержать армию чиновников, которые будут надзирать за тем, правильно ли мы решаем наши проблемы.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи