Все деньги за коммуналку — в одно место. В какое?



Зачем это нужно?
Ст. 153 ЖК РФ прямо указывает, что платить за коммунальные услуги обязаны потребители ЖКУ (собственники либо пользователи жилых помещений). Содержание самой статьи расходов указано в ст. 154 ЖК РФ. В перечень коммунальных платежей входят ежемесячные отчисления на капитальный ремонт многоквартирного дома и стоимость потребленных коммунальных услуг: электроэнергии, отопления, холодной воды, горячей воды, водоотведения и т.д.
Сегодня в России уже около сорока субъектов перешли на систему расчетов через единые информационно-расчетные центры. Система расчетов жильцов за коммунальные услуги в настоящее время такова, что деньги ресурсникам от управляющих компаний поступают с большим опозданием или вовсе не поступают. Огромные суммы, которые недополучают сейчас ресурсоснабжающие организации, колоссальным бременем ложатся на их плечи. Оно вызывает серьезнейшее недофинансирование отрасли, а значит, и плохой ремонт, и срыв всех программ по реконструкции и восстановлению.
Добросовестные плательщики и триллион долга
Сама собираемость средств в сфере ЖКХ по стране составляет около 95 процентов. По оценке руководителей департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, объем накопленной задолженности в стране превышает уже триллион рублей.
В этой связи одним из ключевых направлений расчетных центров является не только прием платежей от населения, но и предъявление претензий к лицам, не производящим или задерживающим оплату коммунальных платежей, вплоть до решения конфликтного вопроса в процессе проведения судебного разбирательства.
Не секрет, что судебные издержки сейчас достаточно велики. Не всякой управляющей компании, а уж тем более ТСЖ, под силу их нести. Часто в связи с этим неплательщики остаются безнаказанными.
При Едином расчетном центре обязательно имеется юридическая служба, которая ведет претензионно-исковую работу, оперативно и грамотно реагирует на факты задержки оплаты и решает возникающие конфликты сразу же по мере их возникновения.
Догони меня с чеком
Есть еще один момент. Согласно реформе законодательства в сфере ЖКХ, в настоящее время управляющая организация, оказывающая услуги потребителям, связанные с управлением общим имуществом многоквартирного дома, после поступления к ней платежа от потребителя обязана выдать ему фискальный чек, посредством использования ККТ со специальным регистратором. Причем чек этот она обязана доставить в кратчайшие сроки любым разрешенным законом способом лично лицу, которое произвело платеж.
Пример: оплата взносов на капитальный ремонт (держатель спецсчета — само ТСЖ). Спецсчета у нас открыты в разных банках, необязательно в «Сбербанке» РФ. А среднестатистический жилец оплачивает именно через «Сбербанк». Через «Сбербанк-онлайн», например. Платеж ушел, плательщик получил квитанцию, которую он может распечатать, и смс-оповещение. Теперь в задачу ТСЖ входит предоставить ему чек.
Договор об информационном взаимодействии со «Сбербанком» у ТСЖ есть (он не бесплатный — вот уже одна статья затрат ТСЖ). Согласно ему, сведения о платежах в пользу ТСЖ поступают к нему после совершения таких платежей. Однако момент поступления платежа в ТСЖ — это не тот момент, когда деньги с карты жильца ушли в «Сбербанк», а когда они пришли на счет ТСЖ в том банке, в котором находится спецсчет.
Момент поступления на спецсчет денег от жильца ТСЖ удастся отследить точно, если только бухгалтер будет ежедневно забирать выписки (а это значит, что уже о совместителе-бухгалтере речи нет, нужно принимать работника на полную ставку — дополнительные расходы), либо, если ТСЖ оплатит «клиент-банк» (дополнительные расходы). Далее ТСЖ должно купить кассовый аппарат (дополнительные расходы), который необходимо обслуживать (дополнительные расходы), с фискальным регистратором, привязанным к определенному IP-адресу (дополнительные расходы еще и на оргтехнику и интернет).
Не говоря уж о специалисте, который будет этим всем делом управлять, поскольку в ТСЖ таких может и не быть (дополнительные расходы). И, наконец, последний пункт — вручение чека жильцу, который произвел платеж. Хорошо, если он живет в своей квартире. А если он живет в другом городе, и у ТСЖ нет его адреса — ни почтового, ни электронного (не предоставил).
Или есть почтовый, ему что, письмами заказными чек высылать (дополнительные расходы)? Получается, как в том мультфильме: «ты еще потом полдня за ним бегать будешь, чтоб фотографию отдать». Единый расчетный центр призван оперативно и удовлетворительно решить и эти проблемы.
Для кого будут крутиться денежки?
Есть еще один момент. Аккумулирование денежных средств в одном месте позволит создать возможность работать этим средствам, при этом полученную выгоду направить на обеспечение задач, входящих в компетенцию регионального правительства. Окупить ту же программу «Безопасный город» или отправить эти средства в фонд «Поручитель», пусть бы люди воспользовались этими деньгами для развития своего бизнеса.
И вроде бы не сказать, чтобы здесь этого не понимали… Только делают они это несколько странно.
26 октября на совещании в Правительстве области обсуждался вопрос об организации единого информационного расчетного центра. Так вот докладчиком там выступил управляющий директор Управления регионального бизнеса Банка ВТБ (ПАО) Е Ю. Жилов.
Который сообщил, что более 14 лет Группа ВТБ является оператором системы расчетов за ЖКУ в г. Москве и отвечает за выполнение следующих ключевых задач: систематизация и контроль финансовых потоков, организация работы сервисов для участников и взаимодействие с городскими структурами. Объем обрабатываемых платежей в месяц составляет 14 млрд. руб. при количестве обрабатываемых платежей в месяц— 4 млн. штук и количестве обслуживаемых в системе физических и юридических лиц — 3,5 млн. жителей и 45 тысяч организаций.
Понятно, что Пенза не Москва… Но и тут по области пара миллиардов в целом наберется. Так что интерес ВТБ к нашему региону закономерен. По итогам совещания было принято решение сформировать рабочую группу для обсуждения законопроекта «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями), создания единого информационно-расчетного центра и разработке единого платежного документа в Пензенской области с участием представителей Банка ВТБ (ПАО) в качестве консультанта.
Деньги для экономики региона — не малые. И будет в корне неграмотно, если Пензенское Правительство упустит шанс успешно влиться в проект. Ведь упущенное время, как и упущенную выгоду никто не вернет. Источник фото: http://media8.ru