Все деньги за коммуналку — в одно место. В какое?
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В скором времени Минстрой РФ обещал внести и в Государственную Думу закон, который бы регламентировал работу единых информационно-расчетных центров, созданных для аккумулирования платежей населения за коммунальные услуги. Нашему региону следует с умом воспользоваться данной возможностью.



Зачем это нужно?


Ст. 153 ЖК РФ прямо указывает, что платить за коммунальные услуги обязаны потребители ЖКУ (собственники либо пользователи жилых помещений). Содержание самой статьи расходов указано в ст. 154 ЖК РФ. В перечень коммунальных платежей входят ежемесячные отчисления на капитальный ремонт многоквартирного дома и стоимость потребленных коммунальных услуг: электроэнергии, отопления, холодной воды, горячей воды, водоотведения и т.д.

Сегодня в России уже около сорока субъектов перешли на систему расчетов через единые информационно-расчетные центры. Система расчетов жильцов за коммунальные услуги в настоящее время такова, что деньги ресурсникам от управляющих компаний поступают с большим опозданием или вовсе не поступают. Огромные суммы, которые недополучают сейчас ресурсоснабжающие организации, колоссальным бременем ложатся на их плечи. Оно вызывает серьезнейшее недофинансирование отрасли, а значит, и плохой ремонт, и срыв всех программ по реконструкции и восстановлению.

Добросовестные плательщики и триллион долга


Сама собираемость средств в сфере ЖКХ по стране составляет около 95 процентов. По оценке руководителей департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, объем накопленной задолженности в стране превышает уже триллион рублей.

В этой связи одним из ключевых направлений расчетных центров является не только прием платежей от населения, но и предъявление претензий к лицам, не производящим или задерживающим оплату коммунальных платежей, вплоть до решения конфликтного вопроса в процессе проведения судебного разбирательства.

Не секрет, что судебные издержки сейчас достаточно велики. Не всякой управляющей компании, а уж тем более ТСЖ, под силу их нести. Часто в связи с этим неплательщики остаются безнаказанными.
При Едином расчетном центре обязательно имеется юридическая служба, которая ведет претензионно-исковую работу, оперативно и грамотно реагирует на факты задержки оплаты и решает возникающие конфликты сразу же по мере их возникновения.

Догони меня с чеком


Есть еще один момент. Согласно реформе законодательства в сфере ЖКХ, в настоящее время управляющая организация, оказывающая услуги потребителям, связанные с управлением общим имуществом многоквартирного дома, после поступления к ней платежа от потребителя обязана выдать ему фискальный чек, посредством использования ККТ со специальным регистратором. Причем чек этот она обязана доставить в кратчайшие сроки любым разрешенным законом способом лично лицу, которое произвело платеж.

Пример: оплата взносов на капитальный ремонт (держатель спецсчета — само ТСЖ). Спецсчета у нас открыты в разных банках, необязательно в «Сбербанке» РФ. А среднестатистический жилец оплачивает именно через «Сбербанк». Через «Сбербанк-онлайн», например. Платеж ушел, плательщик получил квитанцию, которую он может распечатать, и смс-оповещение. Теперь в задачу ТСЖ входит предоставить ему чек.

Договор об информационном взаимодействии со «Сбербанком» у ТСЖ есть (он не бесплатный — вот уже одна статья затрат ТСЖ). Согласно ему, сведения о платежах в пользу ТСЖ поступают к нему после совершения таких платежей. Однако момент поступления платежа в ТСЖ — это не тот момент, когда деньги с карты жильца ушли в «Сбербанк», а когда они пришли на счет ТСЖ в том банке, в котором находится спецсчет.

 Момент поступления на спецсчет денег от жильца ТСЖ удастся отследить точно, если только бухгалтер будет ежедневно забирать выписки (а это значит, что уже о совместителе-бухгалтере речи нет, нужно принимать работника на полную ставку — дополнительные расходы), либо, если ТСЖ оплатит «клиент-банк» (дополнительные расходы). Далее ТСЖ должно купить кассовый аппарат (дополнительные расходы), который необходимо обслуживать (дополнительные расходы), с фискальным регистратором, привязанным к определенному IP-адресу (дополнительные расходы еще и на оргтехнику и интернет).

Не говоря уж о специалисте, который будет этим всем делом управлять, поскольку в ТСЖ таких может и не быть (дополнительные расходы). И, наконец, последний пункт — вручение чека жильцу, который произвел платеж. Хорошо, если он живет в своей квартире. А если он живет в другом городе, и у ТСЖ нет его адреса — ни почтового, ни электронного (не предоставил).

Или есть почтовый, ему что, письмами заказными чек высылать (дополнительные расходы)? Получается, как в том мультфильме: «ты еще потом полдня за ним бегать будешь, чтоб фотографию отдать». Единый расчетный центр призван оперативно и удовлетворительно решить и эти проблемы.

Для кого будут крутиться денежки?


Есть еще один момент. Аккумулирование денежных средств в одном месте позволит создать возможность работать этим средствам, при этом полученную выгоду направить на обеспечение задач, входящих в компетенцию регионального правительства. Окупить ту же программу «Безопасный город» или отправить эти средства в фонд «Поручитель», пусть бы люди воспользовались этими деньгами для развития своего бизнеса.

И вроде бы не сказать, чтобы здесь этого не понимали… Только делают они это несколько странно.

26 октября на совещании в Правительстве области обсуждался вопрос об организации единого информационного расчетного центра. Так вот докладчиком там выступил управляющий директор Управления регионального бизнеса Банка ВТБ (ПАО) Е Ю. Жилов.

Который сообщил, что более 14 лет Группа ВТБ является оператором системы расчетов за ЖКУ в г. Москве и отвечает за выполнение следующих ключевых задач: систематизация и контроль финансовых потоков, организация работы сервисов для участников и взаимодействие с городскими структурами. Объем обрабатываемых платежей в месяц составляет 14 млрд. руб. при количестве обрабатываемых платежей в месяц— 4 млн. штук и количестве обслуживаемых в системе физических и юридических лиц — 3,5 млн. жителей и 45 тысяч организаций.

Понятно, что Пенза не Москва… Но и тут по области пара миллиардов в целом наберется. Так что интерес ВТБ к нашему региону закономерен.  По итогам совещания было принято решение сформировать рабочую группу для обсуждения законопроекта «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями), создания единого информационно-расчетного центра и разработке единого платежного документа в Пензенской области с участием представителей Банка ВТБ (ПАО) в качестве консультанта.

Деньги для экономики региона — не малые. И будет в корне неграмотно, если Пензенское Правительство упустит шанс успешно влиться в проект. Ведь упущенное время, как и упущенную выгоду никто не вернет.
Источник фото: http://media8.ru

Похожие статьи