Все, что вы не знали о ремонте бесхозяйных сетей и боялись спросить
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Вот уже неделя, как в нашем славном городке начался отопительный сезон. Однако отнюдь не во всех домах с центральным отоплением появилось долгожданное тепло.


Несмотря на то, что столбик термометра, расположенного за окном, неуклонно стремится к нулю градусов по Цельсию, то есть к той температуре, при которой уже можно было бы прибегнуть к подключению дополнительных источников обогрева, помимо оренбургских пуховых платков, проблема отсутствия отопления в ряде домов еще имеется в городе Пенза.

А собственники кто?


Основной причиной отсутствия тепла является неудовлетворительное состояние инженерных коммуникаций, по которым это тепло должно попадать в отопительные системы домов горожан.
Приводить же сети в состояние, которое требуется для того, чтобы они соответствовали своему целевому назначению (проще говоря — чинить) особо никому не хочется. Однако состоящие на балансе или принятые в эксплуатацию участки сетей ремонтировать эксплуатирующие организации обязаны. Обязанность эта предусмотрена законодательством и заложена в тарифе, который утверждается в установленном законом порядке тарифорегулирующим органом на основании соответствующих расчетов.

Естественно на ремонт бесхозяйных сетей никто в тариф расходы не закладывал. Ресурсоснабжающие организации твердят об этом на каждом углу — это, мол, не наше, мы на ремонт этих труб не рассчитывали. Администрация города бубнит одно и то же: «сети строились за счет застройщиков на деньги жильцов и для жильцов, значит — жильцы пусть и ремонтируют их». В официальных ответах разгневанным жильцам, которым они предлагают починять сети за свой личный счет, наши муниципальные власти ссылаются на обязанности долевых собственников нести бремя расходов за принадлежащую им собственность.
В данном случае, администрация в корне не права. Право собственности в нашем государстве определяется не по слову, сказанному чиновником или мнению такового. Есть четко закрепленные в законодательстве акты, которые (и только они) могут считаться документами, закрепляющими за кем-либо право собственности на некое имущество.

Перечень таких документов закреплен в статье 17 ФЗ « О государственной регистрации имущества и сделок с ним» и содержит упоминания о таких документах, как:


—акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
—договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
—акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
—свидетельства о праве на наследство;
—вступившие в законную силу судебные акты;
—решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
—акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
—иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
—иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кто ж хозяин — жильцы или нет?


А теперь представим реальную жизненную ситуацию — такую, какая имеется в каждом пензенском многоквартирном доме. Человек приобрел квартиру. У него есть на это право в соответствии с договором купли-продажи и записью в Едином реестре сделок с недвижимым имуществом. Согласно ст. 39 ЖК РФ вместе с этой квартирой он становится долевым собственником некоего комплекса имущества этого многоквартирного дома (подвалы, чердаки, лестницы, электрическое и инженерное оборудование). Где проходит граница такого оборудования, указано в постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которое раскрывает понятие общего имущества многоквартирного дома и устанавливает границу ответственности собственником помещений в доме — до отмостки дома (или до общедомового прибора учета).

Жильцы об этом не всегда знают, а этим всегда пользуются ресурсоснабжающие организации. В момент приемки дома в эксплуатацию и они подсовывают управляйке договор, в котором граница балансовой ответственности находится значительно дальше установленной в законодательстве, т.е. где-то в ближайшем или не очень колодце, либо тепловой камере, от которой отходят трубы к конкретным домам. Но эти пограничные узлы иногда расположены на значительном расстоянии от дома, о котором идет речь. Какое-нибудь новоиспеченное ТСЖ подписывает подсунутые ему ресурсником-монополистом документы, не глядя, либо составляя протокол разногласий, о котором все благополучно забывают. Время идет, сети застройщики положили некачественные, либо при царе Горохе, а значит приходит момент, когда они начинают требовать ремонта. И тут вопрос о несении бремени расходов встает ребром: кто его должен нести?

Одно дело — оплачивать потери за транспортировку ресурса по ничейной трассе, отнесенной к зоне ответственности жильцов самовольным решением ресурсоснабжающей организации. И совсем другое дело — копать траншеи, менять трубы. А где, в каком месте, с применением каких технологий?

На пресс-конференциях представители тех же теплоснабжающих организаций начинают рассказывать причины, по которым они не могут взять на себя ответственность за объект повышенной опасности — тепловую сеть. А жильцы дома из 9 этажей могут это сделать запросто. И не на основании закона или имеющихся документов, а потому, что администрация так сказала.

При этом у муниципального органа есть право издать акт, которым будет установлено право на никому не нужные сети — за тем же ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией. Поэтому сидят и ждут наши власти, когда вопрос сам собой решится, а, проще говоря, жильцы плюнут и сделают, потому что замерзать не захотят.

Либо еще словом помогут: покричат на штабе по подготовке к отопительному сезону на председателей ТСЖ, явившихся к нему узнать, когда город начнет сети ремонтировать, что, мол — «ваши это сети, слышали, ваши! Идите и делайте, а то мы на вас в прокуратуру пожалуемся!»

Однако пока итог один — жители Пензы мерзнут в квартирах, а чиновники сидят и напряженно думают, как бы отбрыкаться от обязанности чинить сети городские, изобретают всевозможные формулировки, строчат ответы, подписывают и отправляют недовольным почтой.

Похожие статьи