Вопросы ЖКХ: как ОДН трансформировался в СОИ, и что из этого получилось.
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
С начала нового года коммунальщики опять забеспокоились — введены новые нормы, касающиеся общедомовых нужд.

4567.jpg

С 1 января 2017 года расходы на содержание жилого помещения также включают в себя расходы на оплату горячей воды, холодной воды, отведения сточных вод, электроэнергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.

Так как же так получилось, что привычному понятию ОДН пришел конец, и что произойдет при внедрении новых понятий, нормативов и правил в этой области общественных отношений?

В конце января в ходе совещания с представителями управляющих компаний и иных лиц, имеющих отношение к оказанию услуг в сфере ЖКХ (проведенным, как водится, за прикрытыми дверями, узким кругом, так сказать), начальник Госжилстройтехинспекции Пензенской области Инна Левченко,указала что размер платы за коммунальные услуги для граждан от этих нововведений не увеличится. Она также подчеркнула, что в домах, в которых потребление вышеуказанных коммунальных услуг меньше норматива, платеж будет фиксироваться по факту потребленных услуг, а где больше — в пределах норматива, установленного по состоянию на 01.11.2016 г. (эта позиция Левченко не согласуется с требованием ч.9.2 ст.156 ЖК)

IMG_20170125_185924.jpg

Мы попросили прокомментировать эти нововведения Владимира Лощинина, Председателя правления «Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области», члена Общественной палаты.

— Создается впечатление, что использование ресурсов в целях содержания общего имущества — это часть жилищной услуги, предусмотренной ЖК РФ. Кроме того, «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» устанавливают, что в состав расходов на содержание общего имущества включаются указанные расходы.

Отсюда вопрос: есть ли здесь противоречия в квалификации понятия «коммунальная услуга» в отношении коммунальных ресурсов, потраченных на содержание общего имущества?

Непонятны также значения терминов, «подача услуг в помещения, входящие в состав общего имущества» и «ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества» —понятия идентичные или нет? Полагаю, что на практике мы обязательно столкнемся с манипулированием этими разными понятиями в интересах тех или иных лиц, в том числе и в судах.

Законодательство оперирует понятием «коммунальная услуга, предоставленная на общедомовые нужды». В то же время, в соответствии с ЖК РФ, коммунальные услуги отделены от платы за коммунальные ресурсы, используемые при содержании общего имущества. То есть, «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» не соответствуют Жилищному кодексу.

Теперь про горячее водоснабжение. С этим вообще все сложно. Если горячее водоснабжение осуществляется путём приготовления горячей воды при использовании внутридомового оборудования, то можно ли назвать услугой действия, которые производят собственники помещений сами для себя при помощи своего же оборудования?

Согласно закону, можно. Но где здесь логика? Ведь коммунальная услуга не может предоставляться самому себе. Нет в законах такого исполнителя коммунальной услуги, как ТСЖ. Тогда кто и при каких обстоятельствах, в таком случае, будет производителем горячей воды в таком доме? Если это будет ТСЖ, то для такого случая следует решить проблему передачи в их пользование имущества, предназначенного для приготовления горячей воды и сетей их транспортировки до потребителей, установить им, как производителям, соответствующий тариф. Ведь ТСЖ, управляющее таким домом, не могут быть автоматически исполнителем услуги ГВС.
Поскольку ТСЖ не является производителем горячей воды, не обладает на каком-либо праве имуществом, связанным с таким приготовлением и доставкой до потребителей горячей воды (тепла), автоматически плата за ГВС не может ему представляться на основе конклюдентных действий (без договора).

В соответствии с требованиями ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Регулирующий орган устанавливает двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытых системах ГВС для организаций коммунального комплекса и потребителей, коими ТСЖ не являются.

Может не стоит искать здесь подвох, а просто признать, что собственники помещений для себя вовсе не предоставляют коммунальные услуги?
Регулирующий орган не устанавливает тарифы на горячую воду, когда ГВС осуществляется непосредственно в доме при использовании общего имущества собственников. Получается, что в данном случае нарушается основополагающая норма Жилищного кодекса — ч.2 ст.157ЖК РФ.
А является ли вообще централизованным отопление в доме, в котором тепловая энергия вырабатывается при помощи устройств, входящих в состав общего имущества самих собственников (для себя)? Являются ли внутридомовые сети ГВС при таких обстоятельствах частью централизованной системы ГВС? Но ведь именно это является основой для установления любого тарифа.
А какой договор обязан заключить с потребителем тот же ТСЖ, когда он не может быть исполнителем услуги ГВС, поскольку не приобретает в указанных обстоятельствах в целях ГВС тепловую энергию и холодную воду «для себя», как ресурсоснабжающая организация в целях «производства». Наши законодатели до такой степени «заигрались» в формулировках и понятиях, что забыли о том, что есть еще и потребитель в многоквартирном доме, который требует заключения с ним договора о предоставлении ему коммунальной услуги ГВС в целях возможности требовать соблюдения своих прав.

Готовы ли управляйки взять на себя все последствия, как исполнители коммунальной услуги, при производстве их непосредственно собственниками (на их имуществе)? Не станет ли в будущем регулирование такого предоставления коммунальных услуг серьезным препятствием для управления многоквартирным домом вообще, если не решить проблему иначе, но не путем принуждения ТСЖ к несению ответственности за предоставление той или иной услуги безо всяких обязательств перед потребителем (уставных или договорных)?

Владимир Лощинин направил в Управление Госжилстройтехинспекции официальный запрос по этому поводу, но ответов пока не получал.
Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области до 1 июля 2017 года должно разработать новые тарифы на СОИ (содержание общедомового имущества). Остается ждать результатов.

А пока организации в сфере ЖКХ стараются следовать новым нормам, как могут. На прошлой неделе состоялся семинар руководителей в сфере ЖКХ, который проводил «Портал ЖКХ». Совершенно бесплатно коммерческая организация, в который уже раз выполняет обязанности соответствующего государственного органа. А орган этот государственный продолжает грозить пальчиком (иногда и кулаком), напоминая нам о наших обязанностях и ответственности за их неисполнение. И ни полслова о том, чтобы разъяснить, в чем эти обязанности состоят (хотя это его полномочиями предусмотрено).

От автора

«Незнание законов не освобождает от ответственности» — только и слышишь в таких случаях от работников все той же Госжилстройтехинспекции. Вот и тычутся лбом коммунальщики в эту самую стену из законов и иных подзаконных актов, а с какой стороны обойти ее — неизвестно. «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — вот так это выглядит.

Фото автора с семинара, проводимого 25.01.2017 г. «Порталом ЖКХ»

Похожие статьи