В Новый год — в новый дом?
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Под конец уходящего года принято подводить итоги. Огромное количество нововведений в уходящем году произошло в жилищной сфере. Многие из них не прижились, жизнеспособность других вызывает вопросы. Предлагаем подвести итог деятельности по программе переселения из аварийного жилья.



Переселять или не переселять — вот в чем вопрос


Программа переселения из аварийного жилья не нова, она постоянно переписывается, обновляется, обрастает нововведениями и новыми наказами.

Вот и на прошедшем недавно в Москве XII ежегодном Всероссийском форуме руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, вопрос этот был поднят одним из первых.

По словам первого заместителя генерального директора госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Владимира Талалыкина, Фонд занимается вопросами переселения с 2008 года. Задача Фонда была сформулирована Президентом — к лету 2017 года переселить 1 миллион граждан из аварийного жилья. В общем, это практически равняется населению целого крупного города. Однако, на 1 декабря 2016 г. задача эта выполнена только на 60 процентов.

— Причина, — говорит Владимир Талалыкин, — в том, что сначала велась работа по переселению в крупных городах, но по мере улучшения положения мы «ушли» в малые муниципальные образования. Но организовать строительство там, где оно никогда не велось, крайне сложно. Помогла централизация контрактов (из муниципальных стали переводить в федеральные). Граждан стали переселять в более крупные населенные пункты. Потребовалась настройка региональных законодательств. 17-ти регионам была предоставлена материальная помощь. Все региональные программы расселения аварийного жилья адресные, все они известны. Однако цепочка прохождения денег внутри этих программ не до конца выстроена. От этого и все недоработки.

Не только в этом кроются причины недостаточно быстрого выполнения задачи, продиктованной Президентом.

По словам Игоря Леонидовича Шпектора (председателя Комиссии общественной палаты РФ по развитию социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства), речь идет о недостатках самой системы. Губернаторов необходимо переориентировать. Процент аварийного жилья во многих регионах сокращается только на бумаге, путем произведения различных бюрократических манипуляций с понятиями аварийности, ветхости, а на деле ситуация не меняется. Необходимо, чтобы главы регионов отучились уже рапортовать и стали, наконец, выполнять.

А что у нас?


Но это все, так сказать, в целом по стране. А как же продвигаются дела с расселением аварийного жилья в нашем городе? Корреспондент информационно-аналитического портала «Пенза-Онлайн» побеседовала с начальником отдела распределения муниципального жилищного фонда администрации Пензы Михаилом Резницким.

— Михаил Семенович, расскажите, как в Пензе продвигается расселение аварийного жилья?

— Нужно заметить, что программа построена в соответствии с федеральным законодательством. Администрация регулярно проводит встречи с населением, на которых есть возможность задать вопросы и получить на них ответы. Также вся информация имеется на сайте администрации Пензы.

— Доступна ли эта информация?

— Наш блок на сайте сформирован таким образом, чтобы о своих правах и возможностях по улучшению жилищные условиях могли узнать все категории населения. Есть подраздел по расселению из аварийного жилья. Есть информация и про наемные дома. Для того чтобы такие дома появились, необходимо найти застройщиков, которые бы строили жилье и сдавали в наем гражданам, признанным нуждающимися в жилье и поставленным на отдельный учет в администрации города.

— А готовы ли наши застройщики к этому?

— Пока не готовы наши застройщики к тому, чтобы построить жилые дома и сразу не получить денег. Это дело далекого будущего.

— А вообще есть какая-то приблизительная карта города, чтобы было видно, где происходит основное скопление аварийного жилья?

— Нет такой динамики, но естественно есть старые районы. Порядок признания жилых домов аварийными, подлежащими сносу, установлен федеральным законодательством, а процедура должна исходить от самих собственников. И их должно быть большинство.

— Как жильцы узнают об аварийности своего жилья (ну, кроме, естественно, случаев саморазрушения)?

— В прежние времена учитывались обращения жильцов с жалобами на техническое состояние домов. С 2006 года порядок признания домов аварийными прописан в постановлении Правительства РФ № 47.Орган власти не может отходить от норматива. Вот буква закона есть — исполняйте.

А будет ли в новом году новый дом?


— Каковы планы на расселение на будущий год?

— На сайте последний редактированный материал — со списком аварийных домов, расселяемых в 2017 году. По каждому дому спланированы и деньги, и количество квартир, которые расселяют. Кстати, около50% средств в программе расселения — федеральные. Вторая половина — деньги муниципалитета.

В 2008-2009 гг. программа была практически полностью федеральная. Потом доля федерального финансирования уменьшилась, увеличилась доля муниципалитета. Есть доля и региональная.

Оценка жилых помещений в аварийных домах в год расселения осуществляется независимыми оценщиками — победителями конкурсных процедур. И эта работа также ложится на муниципальный бюджет.

По законодательству собственник сам должен сносить свое жилье. Но как он будет его сносить? Это технически невозможно. Поэтому снос аварийного и расселенного жилья осуществляется за счет средств муниципалитета.
Еще дополнительно муниципалитет тратит деньги на меры социальной поддержки при расселении. То есть, необходимо расселять с учетом полноценной замены аварийной площади на новое жилье. По существующим техническим нормам требуется строить больше метров, чем сносится. Это и называется мерами соцподдержки — муниципалитет вынужден предусматривать дополнительные средства.

Расселение не везде проходит гладко. Возникают микроконфликты внутри дома, когда большинство жильцов добивались признание дома аварийным, а потом начинают «воевать» между собой за то, расселяться им или нет.

— Куда вы их расселяете? В Спутник?

— Территория Города-Спутника находится за пределами города Пензы, а мы обязаны расселить в черте города. Поэтому расселяем мы их туда, где есть свободная земля.

При расселении варианта, что застройщики продадут квартиры с отделкой по цене, которую определяют федералы, достичь почти невозможно, так как это для них невыгодно. Застройщики обязаны подвести сети, выплатить кредит, заложить свою прибыль. Муниципалитет не может их заставить продать свободные квартиры «расселенцам». Поэтому нужно строить там, где есть свободная земля, обустроенная инфраструктурой, которая создается параллельно строительству домов.

— За счет чего же возможна экономия?

— За счет других программ. Дороги, школы, сады строятся по другим программам. Поскольку при строительстве коммерческого жилья застройщик обязан предусмотреть и строительство объектов инфраструктуры.

Более того, с прошлого года федералы установили для муниципалитетов ответственность в виде штрафов за нарушение сроков расселения аварийных помещений. И штрафы приличные.

Можно было бы закрыться от всех сопутствующих проблем, связанных с аварийным жильем, и не расселять. Жили же люди и еще поживут. Но муниципалитет идет на это осознанно, так как безопасность граждан и их здоровье является приоритетным.

— Какие основные сложности связаны с расселением?

— Некоторые не хотят переезжать в Зарю. В настоящее время квартиры предоставлены 766 семьям. Уверенность отдельных скептиков, что программа переселения в г. Пензе в 2016 году будет провалена, не оправдалась. Микрорайон «Заря» — новый микрорайон развития города, обустроенный необходимыми коммуникациями и инфраструктурой.

— Как же убедить скептиков поменять свое мнение?

— На сайте администрации есть аудиозаписи встреч с людьми, которых переселяли в микрорайон «Шуист» в прошлом году и нынче в микрорайон «Заря». Показаны карты района застройки, имеются данные о ходе строительства. Информация постоянно обновляется. Есть данные о том, где можно получить информацию. Надеемся, если у граждан будет возможность с этим всем ознакомиться, они смогут принять правильное решение.

От автора
Автор американской Декларации о независимости Томас Джефферсон сказал: «Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении — это первая и единственная законная задача хорошего правительства». Время покажет, насколько это утверждение подходит к работе местных властей.

Источник фото — penza-gorod.ru

Похожие статьи