Ударим общественным контролем по проблемам  ЖКХ!
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Ситуация с контролерами в сфере ЖКХ какая-то непонятная. По закону существует государственный жилищный надзор и муниципальный контроль, однако ситуация в жилищной сфере к лучшему не меняется. Здесь две причины — либо законодательство не соответствует интересам граждан, либо практика его применения направлена на соблюдение интересов других лиц. В этом необходимо разбираться.

2222222222222.jpg

Жилищным кодексом предусмотрена возможность общественного жилищного контроля. Как с этим у нас обстоит дело? С таким вопросом мы обратились к Владимиру Лощинину, члену комиссии Общественной палаты Пензенской области по общественному контролю, общественной экспертизе, взаимодействию с правоохранительными органами, судебно- правовой системой, общественными советами и ЖКХ.

— Каждому известно, каким образом в регионе развиваются события в жилищной сфере. Кто ответственен за такую ситуацию? Это качество законодательной базы, или что-то иное? Эти вопросы многие граждане уже давно задают властям.

— Мы нашли ответ на вопрос, кому установлены соответствующие государственные функции. В соответствии с Жилищным кодексом, это орган исполнительной власти региона, которому установлены обязанности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности в жилищной сфере.

 Таким органом является Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области, или по-простому — жилищная инспекция. Этому органу установлены также обязанности, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований, является орган регионального государственного жилищного надзора. Подчеркну, что жилищной инспекции установлены обязанности надзирать не только за управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, а в равной степени также за иными участниками жилищных отношений.

Это означает, что именно орган государственного жилищного надзора может и должен влиять на ситуацию по управлению многоквартирными домами, предоставлению иных жилищных, а также коммунальных услуг.

— Как работает этот орган жилищного надзора? Кто и каким образом даёт оценку его деятельности?

— Мы выяснили, что жилищная инспекция о своей деятельности в рамках требований Жилищного кодекса вообще не отчитывается ни перед кем. А отчеты перед гражданами по указанию губернатора носят победный характер о количестве проведенных и реализованных проверок. На такие встречи выборочно приглашаются только управляющие организации, ТСЖ, ЖК, некоторые граждане, и не приглашаются общественные объединения, в том числе и представители Общественной палаты. Но важно то, что на такие отчеты не приглашаются иные участники жилищных отношений.

И это понятно, поскольку в отношении них вообще не осуществляется региональный государственный жилищный надзор. Это говорит о направлениях и стиле работы жилищного надзорного органа, о направленности жилищного надзора на конкретных участников жилищных отношений, таких как ТСЖ, ЖК, управляющих организаций. Можно ли при таких обстоятельствах достичь поставленных государством целей управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных и жилищных услуг? Думаю, каждый найдет ответ на этот вопрос.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

— Кто же воспользовался Федеральным законом для оценки деятельности региональных и муниципальных органов власти, в том числе и жилищной инспекции?

— По моей оценке, пока никто так и не воспользовался. Но это необходимо делать непременно, если мы желаем вместе ситуацию в жилищной сфере изменить к лучшему.
Осуществление общественного мониторинга деятельности Управления Госжилстройтехинспекции является крайне необходимым, поскольку именно этому органу и никакому иному Жилищным кодексом установлены функции государственного жилищного надзорного органа. Тем не менее, обладаю информацией о том, что неудовлетворенность деятельностью этого надзорного органа со стороны граждан и лиц, управляющих домами, уже «зашкаливает».

Пока не было федерального нормативного акта, который бы регулировал правила осуществления общественного жилищного контроля, осуществить его было практически невозможно. Тем не менее, в конце 2016 года в отношении жилищной инспекции мы осуществили неполную процедуру общественного жилищного контроля в отношении жилищной инспекции. Мы посчитали, что следует полностью соблюсти процедуру проведения общественного контроля, чтобы результаты такого контроля были безоговорочно приняты.

Сама возможность осуществления общественного жилищного контроля была установлена частью 8 ст.20 Жилищного кодекса, введенной Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ. Если ранее представлялось затруднительным проведение общественного жилищного контроля, то теперь такая возможность есть. Просто необходимо соблюсти процедуру его проведения, установленную «Правилами осуществления общественного жилищного контроля», введенными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491. Теперь мы имеем процедурный инструмент по осуществлению общественного жилищного контроля.

В 2016 и 2017 годах проводились мероприятия, которые уже сейчас можно положить в основу итогового документа по проведению общественного мониторинга деятельности жилищного надзорного органа региона. Только за 2016 год нами сделано более 80 запросов в Управление Госжилстройтехинспекции и иным органам региональной власти по вопросам деятельности жилищного надзорного органа. Получены более 100 ответов на запросы. Эти и иные, имеющиеся у нас документы, характеризующие деятельности жилищной инспекции, можно положить в основу проведения общественного мониторинга его деятельности. Решение о проведении мониторинга в соответствии с установленной процедурой уже принято. Результаты мониторинга будут выработаны и направлены в государственные органы Пензенской области и Минстрой России до 18 марта 2018 года.

Продолжение интервью и ответы на другие интересующие вопросы в следующем материале.

Похожие статьи