-9° ... -15°, ветер 1 м/с
88.17
92.02
Реформа ЖКХ: эффект бабочки
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Не секрет, что наши законодатели при написании правовых норм частенько забывают вносить соответствующие поправки в ранее существовавшие нормы, содержание и смысл которых меняется после принятия новых. Изменения в правовые нормы одной из отраслей права не могут не повлиять на все остальные, поскольку мы находимся в едином правовом поле, в котором все нормы взаимосвязаны. Большому количеству изменений подверглась в настоящее время сфера ЖКХ. Какой эффект произведут нововведения на уже сложившиеся правоотношения, остается только гадать.



Корни проблемы


Нужно отметить, что такое положение вещей, как взаимозависимость правовых норм друг от друга является особенностью правовой системы, которая используется в нашем государстве. Но правотворчеством у нас занимаются не всегда люди, обладающие юридической грамотностью. Не секрет, что нижняя палата нашего Парламента (Государственная Дума), играющая основную роль в законотворчестве, отнюдь не состоит из профессиональных юристов. Не превалирует их количество и в Законодательном собрании Пензенской области — региональном нормотворце.

Выборы все ближе и законотворцы спешат порадовать население нашей страны новыми изменениями, которые призваны улучшить нашу жизнь. Теперь добрались до качества проживания и в этой связи принялись реформировать систему ЖКХ. Сначала придумали лицензировать деятельность управляющих компаний, увеличив тем самым себестоимость их услуг (поскольку затраты на соблюдение лицензионных требований легли на плечи жильцов).

Затем захотели добавить прозрачности деятельности управляющих компаний и ввели обязательную для всех систему ГИС ЖКХ. Но, если обязать «управляйки» к использованию данной системы — штука нехитрая, поскольку к услугам наших законодателей работает целый аппарат чиновников-контролеров, которые только и ждут, чтобы показать свою деятельность, а также целый свод законов и правил, написанных ранее, предусматривающий ответственность за какие угодно нарушения в каких угодно сферах деятельности.

А ответственность у нас прописана на все случаи жизни, буквально, и сферы ее возникновения чрезвычайно обширны. К примеру, за нарушения в сфере ЖКХ — не размещение информации о приборах учета, которые установлены в квартирах жильцов (при том, что эта информация предназначена якобы для самих этих жильцов) или предоставленный с опозданием на три дня в орган жилищного надзора список жильцов и до отключения от теплоснабжения в зимний период половины города. Разница в объеме нанесенного вреда просто потрясающая, а раздел кодекса (или даже нередко статья) один.

Теперь законодатели, почуяв приближение выборов, решили ударить по самому больному — стоимости услуг ЖКХ. И, вместо того, чтобы разработать меры по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения (причем, жизнеспособные, а не профанационные, как сейчас), увеличить надзор за качеством законодательства на местах (нередко, региональные и муниципальные нормы ставят граждан в невыгодное положения, а надзор за этой сферой слаб), привести в соответствие систему законодательства, наконец, исключив разночтения, усилить меры борьбы с монополистами, коих в этой сфере огромное множество… Это все было бы хорошо, если бы не было так сложно.

И снова СОИ


С ситуациями роста платежей за коммунальные ресурсы на ОДН столкнулись в этом году жители многоквартирных домов. Конечно же, это все явилось результатом предновогодних реформ сферы ЖКХ.
Многочисленные обращения жителей многоквартирных домов о том, что с января 2017 г. у них резко выросли суммы платежей за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (освещение подъездов, затрата воды на их уборку и т.п.) появились во многих регионах страны. Наш регион не стал исключением, количество жалоб уже выдвинуло нас на федеральный уровень.

Все началось со вступления в силу с 1 января 2017 г. постановления правительства РФ, вносящего изменения в ранее изданные нормативные акты. Согласно ему некоторые расходы (ГВС, ХВС, воодоотведение и электроэнергия на общедомовые нужды (ОДН) теперь считаются не коммунальными услугами, как раньше, а относятся к затратам на содержание общего имущества.  Изменился и способ расчета за ОДН.

Но, как это у наших законодателей бывает сплошь и рядом, они только стратегию разрабатывают, а уж как ее применять, догадаться нужно самим. Причем, никто никогда не догадается правильно, все зависит от мнения контролирующих органов, а оно, в свою очередь, формируется, исходя из степени благосклонности в отношении того или иного хозяйствующего субъекта. Вот и сейчас, управляющие организации по-разному истолковали нормы, содержащиеся в актах правительства РФ.

Многие УК стали включать в расчет подвалы и чердаки, в результате площадь общего имущества резко увеличилась. Другая причина роста затрат жильцов — переход во многих регионах при расчетах платежей с показателей коллективных (общедомовых) счетчиков на региональные нормативы потребления коммунальных ресурсов.

До 2017 г. ОДН оплачивались двумя способами — по нормативу или по коллективному счетчику. Потом стали возникать подозрения, что управляющие компании бесконтрольно используют ресурсы дома и завышают начисления жителям за ОДН.

Тогда правительство решило ограничить платежи граждан размером региональных нормативов потребления. Иными словами, сколько бы ни показал счетчик, больше норматива с жильцов брать все равно нельзя.
Причем, в квартирах эта мера (оплата по нормативу, если прибор учета отсутствует или неисправен) считается наказанием, поскольку норматив, как правило, завышен, а вот для общих расходов эта мера представлена была как панацея, хотя, к примеру, ТСЖ, которые являются самой популярной формой управления в настоящее время, своих доходов не имеют, состоят из взносов его членов, а, значит, при превышении установленных нормативов, разница все равно будет оплачиваться теми же жильцами. А кем же еще?

Минстрой РФ в середине февраля 2017 г. выпустил разъяснения, в которых говорится, что если дом оборудован общедомовым счетчиком и фактический объем потребленных ресурсов меньше регионального норматива, нужно считать по фактическому объему. Но эти разъяснения не имеют юридической силы, а поэтому лишь являются одной из популистских мер. Да и что говорить, в нашем регионе норматив пока не установлен. Время для его установления дано до июля 2017 года, а до этого объявлен переходный период. То есть, кто какие нормативы хочет, тот такие и придумывает. Полная анархия в течении полугода.

В нашем городе Госжилинспекция считает такие начисления законными, ссылаясь на письмо Минстроя, в котором были даны рекомендации о применении увеличенных площадей для электроэнергии на содержание общего имущества.

Единых методик расчета таких нормативов нет. Минстрой считает создание таких методик бессмысленной затеей. Ведь придется учитывать разнообразие условий, с которыми приходится считаться в десятках российских субъектов, к которым относятся и периоды постройки домов, и качество строительства, и этажность, и месторасположение дома, степень изношенности сетей и многие другие аспекты.

В свете этих событий приходится ждать увеличения количества судебных процессов. Только, возвращаясь к началу публикации, правовая система у нас статутная, а значит, во главе ее закон. Каждому, чьи права будут нарушены, придется пройти через процедуру судебного разбирательства, что увеличит нагрузку на аппарат суда и задаст работы контролирующим органам. А, значит, они снова будут при деле, не бесполезными то есть. Может, в этом истинный смысл этой законодательной чехарды?

Есть такой термин в естественных науках — эффект бабочки. Означает он свойство некоторых хаотичных систем, которое состоит в следующем: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время. Очень не хочется применять этот термин к нашему законодательству, но как-то само пришло на ум.
Источник фото: http://zhkhacker.ru

Похожие статьи