ОДН с 1 января 2017 года: быть или не быть?
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Сегодня мы обратились за разъяснениями данного вопроса к Анатолию Короткову, директору «Портала ЖКХ». Недавно Анатолий провел семинар для руководителей в сфере ЖКХ, на котором попытался разъяснить произошедшие изменения простым и доступным языком.


Новая строка


— Откуда вообще взялся этот термин — ОДН? Никогда раньше ему не уделялось столь повышенное внимание.

— В законодательстве РФ говорится об этом просто и, на первый взгляд, понятно: затраты на обслуживание того имущества, которое принадлежит на праве общей долевой собственности проживающим в том или ином доме. Так, если это ОДН на воду, то это мытьё подъездов, окон и лестничных клеток; если это ОДН на электричество, то освещение в подъездах, фасадах, подвалах и других помещений общего назначения. Причём до 2017 года в платежных документах эта услуга прописывалась именно как отдельная коммунальная услуга. В разных субъектах Российской Федерации устанавливался и принимался свой отдельный конкретный показатель расхода того или иного ресурса на ОДН. Где-то он был больше, где-то меньше. Во многом это зависит от характеристик каждого конкретного дома.

— В чем же состоят нововведения?

— С первого января 2017 года в платежных документах за «коммуналку», предъявляемых гражданам, плата за коммунальные ресурсы на ОДН исчезнет. Можно было бы радоваться данному обстоятельству! Но, к сожалению, ОДН никуда не делся. Правительство РФ, точнее те специалисты кто готовил данный законопроект, просто спрятали данную строку от потребителей. Применив простое правило «с глаз долой из сердца вон», законодатель решил обойти эту острую проблему. Куда же денется ОДН? Все будет просто, с 01 января 2017 года ОДН будет включен в состав платы за содержание. И называться данная строка будет холодная/горячая вода/электроэнергия в целях содержания общего имущества. При этом согласия собственников, по законодательству, не требуется.

И что же фактически мы будем оплачивать этой строкой?

Итоговый платеж за обслуживание жилого помещения будет охватывать следующие параметры:

1. Содержание помещения;
2. Вода (холодная и горячая), электричество, тепловая энергия, используемые для содержания общего имущества; отвод канализационных вод, используемых для содержания ОИ.

Таким образом, мы видим, что бывшие ОДН с 01.01.2017 г. — это не коммунальная услуга, а содержание жилья.

Нормы о нормативах


Теперь каждый собственник будет оплачивать коммунальные ресурсы на содержание ОИ в размере норматива. Этот норматив будет установлен в каждом регионе отдельно. Правительство обязало региональные власти рассчитать и утвердить их до 01 июня 2017 года. Цифры этих нормативов и будут взяты за базис при вычислении сумм платежей за обслуживание дома. В городе Пензе до этой даты в расчет будут приниматься нормативы, указанные приказах Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области:

— по холодной и горячей воде на содержание ОДН — Приказ от 25 января 2016 г. N 6 (в ред. Приказов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 29.01.2016 N 11, от 18.04.2016 N 31, от 04.07.2016 N 44);

— по электрической энергии — Приказ от 25 января 2016 г. N 7 (в ред. Приказов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской обл. от 29.01.2016 N 11, от 04.07.2016 N 44).

Нормативов на отопление в целях содержания ОИ не устанавливается, и плата за них не начисляется.
 

А если выше нормы?


При этом нельзя не затронуть тему и о бытовом потреблении. Новым законодательством однозначно прописано, что в домах, оборудованных общедомовыми приборами (ОДПУ), разницу, превышающую нормативный объем ресурса, приходящийся на дом, должна оплачивать управляющая организация за счет собственных средств. Откуда же появляется это сверхнормативное потребление?

Общее допустимое потребление воды/электроэнергии в доме складывается из суммирования трех показателей:

1. Сумма фактических показаний всех индивидуальных приборов учета в квартирах собственников;
2. Сумме нормативного бытового потребления в квартирах без счетчиков.
3. Норматива потребления на содержание ОИ.

В случае если сумма всех этих показателей превысит показание общей величины коммунального ресурса, поступившего в дом, эту разницу и должна оплатить управляющая организация за счет собственных средств. Но откуда берется это превышение? Тут никто не «изобретает Америку», все причины давно известны:

1. Воровство воды и электроэнергии нерадивыми собственниками.
2. Технологические потери и утечки на внутридомовых инженерных сетях из-за изношенного оборудования и слабого контроля со стороны обслуживающей организации.

— Как быть, если норматив превышается?

—Законодательно были расширены права, позволяющие исключать воровство в бытовом потреблении воды и электроэнергии:

— осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях счетчиков, установленных в жилых помещениях, путем посещения их квартир и проверку состояния счетчиков;

— устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

— если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено, то с 01.01.2017 года не производить перерасчет, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы;

— в случае выявления фактов несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (нарушение целостности прибора учета; наличие механических повреждений, не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин; неплотное прилегание стекла индикатора; отсутствие и нарушение сохранности контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета) составлять акт и производить перерасчет с даты последней проверки;

— при не допуске 2 и более раз собственником в занимаемое им помещение сотрудников управляющей организации для проверки состояния счетчиков и при условии составления акта об отказе в допуске к ним, показания такого счетчика не будут учитываться при расчете платы за коммунальные услуги до даты подписания акта проведения указанной проверки. В случае непредоставления потребителем допуска в занимаемое им жилое помещение, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

От автора


В который раз уже разъяснения по поводу нововведений в законодательстве поступают не от официальных органов. Когда же проснутся муниципальные структуры, в чьи обязанности входит не только штрафы выписывать, как они, почему-то решили?

Фото автора

Похожие статьи