Коммунальные услуги: общество потребителей
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Мы уже привыкли, что наши законодатели страшно любят вносить всяческие изменения. В нынешнем году очень многие изменения коснулись сферы ЖКХ. Сегодня обсуждаем очередное — понятие «потребитель коммунальных услуг».



Разбор понятий


Прежде всего, необходимо отметить важность такого термина, как «потребитель коммунальных услуг» для правоотношений, возникающих в сфере предоставления услуг ЖКХ. Именно количество потребителей коммунальных услуг играет ключевую роль в расчетах за потребленные коммунальные ресурсы в случае отсутствия индивидуальных приборов учета таких услуг в помещении и невозможности их установки.

Понятие «потребитель коммунальных услуг» расшифровывается в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Ранее под потребителем коммунальных услуг понималось лицо, пользующееся помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением на праве собственности или ином законном основании и потребляющее коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498, в эту формулировку были внесены изменения.

С их учетом, данное понятие истолковывается как: потребитель — это собственник помещения в многоквартирном доме, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющее коммунальные услуги.

Причем, ранее собственник являлся потребителем только, когда проживал в помещении. При отсутствии в жилом помещении приборов учета коммунальных ресурсов и зарегистрированных пользователей, у исполнителя коммунальных услуг не было оснований для начисления платы за пользование коммунальными ресурсами (электричеством, водой).
С наступлением 2017 года исполнители коммунальных услуг получили право начислять плату за пользование коммунальными ресурсами, исходя из количества собственников такого помещения, даже при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.

Нет ничего более постоянного, чем временное


Ну, с постоянно проживающими гражданами все понятно. Согласно действующему законодательству, граждане регистрируются по месту своего постоянного проживания в местном миграционном органе. Согласно ст. 20 ГК РФ, место регистрации будет являться местом жительства гражданина. К нему будут привязаны возможность реализации прав и требования об исполнении обязанностей. По сути, конечно, регистрация по месту проживания — это уведомление государства и всех заинтересованных лиц о том, какое именно место жительства выбрал себе гражданин. У всех граждан РФ имеется право свободно передвигаться по территории страны, а также самостоятельно выбирать место для жизни и работы. Оно закреплено в Конституции РФ. Регистрация никоим образом эту свободу не ограничивает. Правила регистрации изложены в ФЗ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» № 5242-1.

Подтверждением регистрации по месту проживания является документ, выдаваемый органами миграционной службы и запись в карточке поквартирного учета.

А что делать с временно проживающими гражданами, которые не обратились за регистрацией по месту своего проживания в миграционный орган, однако проживают в квартире и потребляют коммунальные ресурсы? В то же время, в квартире этой не установлен прибор учета коммунальных ресурсов и нет технической возможности его установить (и об этом имеется соответствующее заключение).

Ранее, количество временно проживающих потребителей определялось на основании заявления собственника помещения или на основании протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченными органами. То есть, если не имелось сообщения от собственника о количестве проживающих в помещении граждан, а граждане такие имелись, исполнитель коммунальных услуг составлял акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Затем этот акт направлялся в орган миграции, который проводил проверку и составлял протокол об административном правонарушении. Протокол являлся основанием для доначисления платы за коммунальные услуги.
В настоящее время в случае, когда собственник помещения сам не дает информации о количестве потребителей коммунальных ресурсов в его помещении, исполнитель коммунальной услуги имеет право самостоятельно составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Если собственник отказывается подписывать этот акт, подписи ставят представители других собственников помещений в этом доме и представитель управляющей организации (либо ТСЖ).
Если техническая возможность имеется, а приборы учёта в квартире не установлены или неисправны, то перерасчет производиться не будет.

А когда собственник помещения отказывается предоставлять в управляющую организацию сведения о количестве потребителей коммунальных ресурсов, самым эффективным инструментом для выявления таких потребителей является проведение поквартирного обхода и составление акта. Либо, производить начисления, исходя из количества собственников помещения. Такую информацию предоставляет Росреестр. В случае, когда собственник один, а проживает семья с тремя детьми, это совсем невыгодно управляйке. Если же собственниками является вся семья, включая малолетних детей, как это бывает при использовании для покупки жилья средств материнского капитала, а по факту эти собственники не проживают в квартире и не потребляют ресурсы, они уже называются временно отсутствующими потребителями коммунальных услуг.

Не потреблял — не плати?


Другой момент — временно отсутствующие потребители коммунальных услуг. Касательно этой ситуации имеются также новые распоряжения. Ранее при отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд, ему производился перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Теперь условия проведения перерасчета ограничены некоторыми требованиями. Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги при отсутствии потребителя более 5 полных календарных дней подряд в жилом помещении без индивидуального прибора учета осуществляется в следующих случаях, когда собственник предоставил акт о технической невозможности установки приборов учета или причиной временного отсутствия стало действие непреодолимой силы (что подтверждено документами). Здесь уже задачей управляющей организации является четкое следование нормам закона, в противном случае это приведет к увеличению расходов на ОДН.

Так уж наши люди устроены — никому не хочется платить лишнего, но все норовят воспользоваться моментом и не заплатить за уже взятое. Поэтому, проблема временно проживающих граждан — это всегда проблема управляющих организаций, а проблема временно отсутствующих граждан — это проблема самих этих граждан.
Источник фото: http://primgazeta.ru/

Похожие статьи