Из чего же сделаны наши тарифы
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
29 мая в малом зале администрации Железнодорожного района прошло совещание по вопросам формирования тарифов коммунальных услуг в Пензенской области.



Составляющие тарифа


В совещании, организованном в рамках проекта «Пензенский консультационный центр «За открытость коммунальных платежей», принимали участие руководитель «Ассоциации потребителей Пензенской области» Лидия Сидорова, председатель правления «Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области» и член Общественной палаты Лощинин В.Е., исполнительный директор «Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области» Вырыпаев А.Н. и Алексей Григорьев, директор ЧУУП «Правозащитник».

Заявлено было также участие и начальника Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Натальи Клак, но та в последний момент не смогла принять участие в совещании, поскольку была вызвана к губернатору. Субординация — превыше всего, хотя без нее совещание получилось не столь информативным, докладчики ограничились теорией и ответами на вопросы собравшихся, исходя из своего личного опыта. Без представителей официальных структур подобные совещания превращаются в простые собрания, хотя и на них можно поделиться опытом и получить какую-то информацию.

В ходе совещания были рассмотрены основные положения законов, регламентирующие процесс регулирования деятельности по формированию тарифов на услуги ЖКХ. Алексей Вырыпаев, исполнительный директор «Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области», ознакомил присутствовавших с теоретическими аспектами тарификации, которые применяются ресурсоснабжающими организациями в нашей стране.

Что такое тариф? Речь идет о цене за некую единицу ресурса, который поставляется потребителю. Тариф — это цена, и необходимо знать ее структуру. В основе исчисления любого тарифа лежит норматив потребления данного ресурса. Этот норматив потребления является проектной величиной, которая отработана в результате статистических замеров. Для того, чтобы рассчитать тариф для определенной географической зоны России (поскольку потребление в разных зонах различно), необходимо в течение определенного периода производить специальные замеры. В нашей стране эти замеры проводились в 40-50х годах прошлого столетия, на основании этих замеров составлялась потребительская сетка и исчислялось нормативное потребление индивидуума. Далее для каждого региона рассчитывался условный тариф, затем приводимый тариф. После этого формировалась цена единицы потребленного ресурса.

Нормативная величина потребления — это база для каждого тарифа. Дальше объем отпускаемой энергии рассчитывается и приобретает силу объем нормоотпуска. На его основе исчисляется тариф для каждого типа гарантирующего поставщика. Стартовым является тариф производителя. На фидер он выпустил необходимый объем ресурса на регион, далее все поставщики, исходя из своих издержек исчисляют свой тариф, утверждают его в тарифорегулирующем органе. В итоге получается тариф для потребителя. Это принцип формирования тарифа на электроэнергию.

Если говорить о тепловой энергии, то нюансы ее формирования связаны с тем, что поставщики вырабатывают тепло и параллельно на тех же генераторах вырабатывают электрическую энергию. На фидере ТЭЦ-1 для нас, потребителей, и компаний транзитеров, стоимость тепловой энергии и есть первоначальный тариф для пензенского региона. Он формируется из нормативного отпуска тепловой энергии на душу населения и всех издержек компании ПАО «Т Плюс» по содержанию своего котлового хозяйства, внутренних малых сетей, ремонтной базы и транспортного обеспечения процесса.

Все эти издержки ими приводятся в специальном расчете, и таким образом формируют свой тариф. Далее они выходят на Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области с просьбой утвердить этот тариф. Управление анализирует издержки, их соотношение с положением по тарификации и являются ли они определенной инвестицией в содержание самого технологического процесса выработки тепловой энергии. Если это все совпадает (а тариф для нашего региона носит характер трехгодичного планирования, с ежегодной коррекцией на основе инфляционных процессов, происходящих в стране), Управление выносит экспертное заключение по тарифу и утверждает его, назначая его всем поставщикам.

После того, как тепловики защитили свои тарифы, при солидарной поддержке всех поставщиков своих сетей, утверждается тариф для всех абонентов. Что касается тарифа для подготовки горячей воды, поставщик покупает у ООО «Горводоканал» воду, подогревает ее в своих котельных, и подает в дома.

Поставщики холодного водоснабжения также защищают свой тариф как на водоподачу, так и на водоотведение. Здесь большую роль играет посезонное состояние взвеси микрофлоры в источниках забора воды. Если организациям удается показать эпидемиологическую, геологическую обстановку, доказывают необходимость дополнительной очистки воды перед тарифорегулирующим органом, то тот принимает это к сведению при исчислении тарифа. Транспортировка воды тоже достаточно затратна, поскольку требует содержания напорных станций для обеспечения давления, которое позволит довести воду до потребителей, находящихся на неровной местности. Это требует огромных затрат на электроэнергию для поддержания работоспособности насосных станций. Жилищные массивы разрастаются, появляются дополнительные сети, которые нужно поддерживать. Если Управление утверждает эту инвестиционную надбавку, то такой тариф тоже утверждается. Тарифы на ХВС отличаются в зависимости от качества поставляемой воды — питьевая или для технических нужд.

Потребителей очень много — физические лица и предприятия. Причем даже население не всегда использует воду для личного потребления, а нередко для обеспечения технологических процессов на своих приусадебных участках. Необходимо все это учитывать.



Доверяй, но проверяй


На сегодняшний день разработка тарифа не должна оставаться без внимания общественности или собственников. Если ее оставить без контроля, то региональная власть будет иметь возможность регулировать величину некоего социального налога на всех жителей. Такой пример: МКП Теплоснабжение — транзитер, а ему назначили тариф с надбавкой, причем со ссылкой на городской бюджет. Минэнерго РФ не утвердило его как регионального поставщика, но пензенские власти тем не менее утвердили ему тариф с инвестиционной надбавкой. Требуется постоянный мониторинг со стороны общественности и обращение на это пристальное внимание контролирующих органов.

Инвестиционная надбавка утверждается только с инвестиционным планом, который предусматривает результат вложения инвестиций. Если этот результат не достигнут, например, подстанцию не построили, то тарифорегулирующий орган в следующем периоде должен это учесть при формировании тарифа.

Такие примеры в нашей губернии есть. Если в результате встречной проверки Минэнерго и антимонопольного органа выяснилось, например, что прикрывали тарифорегулирующий орган региона ООО «Горводоканалу» 200 миллионные «пригрешения» от 2008 года, то регион и само Управление были наказаны. И те 15% инвестиционной надбавки, которые они просили, им не утвердили. А планировалось довести до 40% размер такой надбавки. Был тогда у ООО «Горводоканал» очень серьезный инвестиционный проект — осаждение твердого осадка и его дальнейшее сжигание в вакуумных печах. Но он оказался фикцией, деньги до сих пор не освоены. Областные власти закрыли на это глаза, и ситуация не получила своего продолжения.

Теперь об инвестиционной программе ООО «ТНС- Энерго». В настоящий момент они планируют создать в регионе коммуникативную сеть офисов, внедрить систему биллинговых платежей. Сейчас они арендуют помещения в торговых центрах, но хотят сделать свою сеть. Им эту инвестиционную программу не утвердили. Они даже не пришли на заседание Общественного совета по рассмотрению этого инвестиционного проекта.
Таким образом, несмотря на большую сеть различных чиновничьих аппаратов и органов по разработке, контролю, тарификации и всего на свете, собственники помещений обязаны своими силами следить за правильностью их работы, соответствии ее законодательству.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Вот только чиновники и работники всех этих органов получают за свою работу заработную плату, и немаленькую. А население должно их контролировать своими силами и за свой счет, платя при этом налоги, из которых и платят зарплату чиновникам, которых требуется контролировать. В очередной раз наши граждане оказались в замкнутом кругу, созданном законотворцами.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи