Этапы революции в сфере ЖКХ —  на что надеяться?
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
В середине лета законодатели в очередной раз порадовали нас новинками изменений в сфере ЖКХ. Ознакомил с ними заинтересованных лиц, как обычно, портал ЖКХ.

IMG_20170817_170017.jpg

Революция в сфере ЖКХ, эпизод первый — не свершилось


В летние погожие денечки законодатель по-прежнему не дремал. Он был занят законотворчеством в эту пору ничуть не меньше, чем в зимние ненастные, осенние дождливые или весенние слякотные деньки. Такая уж у него работа — законы создавать.

Вот и теперь руководители управляющих организаций в сфере ЖКХ убедились, что работу свою законодатель исполняет исправно. Больше законов, хороших и разных! Хотя, в данном случае, скорее разных, чем хороших. Относится это именно к изменениям, которые произвел в Жилищный Кодекс Федеральный закон от 29.07.17 года № 258ФЗ.


Данными изменениями регулируются отношения, возникающие при начислении платы за содержание общедомового имущества, так называемого СОИ. Ранее в конце прошлого года, законодатели приняли революционное решение — проводить начисления строго по нормативам, устанавливаемым местными властями, и включать данные расходов в строку «техническое содержание» в квитанциях, выставляемых потребителям коммунальных услуг. «Вот сейчас заживете!» — твердили они с высоких трибун озадаченным гражданам Российской Федерации, — «больше ни одна управляйка не посмеет вас обдирать, как липку!»

Но в процессе реализации задуманных реформаторских идей исполнители указанных нововведений столкнулись с необъяснимыми противоречиями. Куда девать показания общедомовых приборов учета? Как, когда и по каким критериям будут устанавливаться пресловутые нормативы?

Законодатели почесали в затылке, но потом спихнули эти проблемы на исполнительную власть, мол, мы тут стратегию разрабатываем, а уж вы там давайте, думайте, как ее в жизнь претворять.

Исполнительная власть у нас, как известно, не от слова «исполнять», а от слова «власть» тоже отталкивается в первую очередь в своей работе. Все по регламенту. В установленный законом срок был разработан порядок начисления, установлены нормативы для каждого субъекта. Потом стали смотреть, к чему это приведет. И тут-то дошло, наконец, до всех, что революция не свершится. Нововведения работать не будут, по крайней мере, так, как они должны были работать.

Все эти изменения планировались как средство для ограждения честных граждан от злоупотреблений нечестных управляющих компаний. Пусть, мол, теперь попрыгают управляйки да платят из своего кармана за утекающие и наворованные кубометры, гикокалории и киловатты общих ресурсов! Но и тут просчитались законодатели. Управляйки мигом смекнули, что к чему, пользуясь переходным периодом, пока там принимали нормативы в местных органах власти, стали начислять оплату за СОИ так, как им было выгодно: больше накапает по общедомовым приборам учета — они считают по ним, по нормативу больше выходит — приняли быстренько решение общего собрания и считают по нормативу.

Казино всегда в выигрыше. Хуже стало небольшим ТСЖ, тем, что управляют одним домов (а таких полстраны). Там нормативы небольшие, сети изношенные, потери ресурсов немаленькие. Вся разница покрывалась из средств ТСЖ, а они, как известно, состоят только из взносов жильцов. Вот жильцы и платили за все это, только не напрямую, как раньше, а через увеличение тарифов, чтобы увеличить собственные средства ТСЖ, поскольку иначе их ТСЖ бы обанкротились.

Потребовалось время, чтобы в эти проблемы вникнуть и понять, к чему привела революция в сфере ЖКХ. Много за этот период вносилось поправок и выносилось подзаконных актов, писалось разъяснений и рекомендаций. Итог один — вынуждены были законодатели вернуться к старой форме расчетов, «дореволюционной», по приборам учета. Но, чтоб не стыдно было за бесцельно проведенное время, добавили-таки к формулировке слово «нормативы», причем смысл ее теперь совсем потерялся.

Выглядит данная формулировка теперь так: «Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.» Кто разберется, о чем тут речь, тот молодец.

IMG_20170817_170737.jpg

Революция в сфере ЖКХ, эпизод второй — новая надежда


Но это поражение наших законодателей не успокоило и ничему не научило. Рвутся в бой с коварными коммунальщиками, но теперь уже с другого боку. Хотят обязать всех сделать платежи максимально прозрачными, внедряя повсеместно использование онлайн кассовой техники. Пытаются теперь заставить работать Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и в сфере ЖКХ.

Суть этих изменений в следующем. Управляющая организация, оказывающая услуги потребителям, связанные с управлением общим имуществом многоквартирного дома, после поступления к ней платежа от потребителя обязана выдать ему фискальный чек, посредством использования ККТ со специальным регистратором. Итог: в налоговой тут же появляется информация о денежках, пришедших в управляйку. И в этом, собственно, заключаются все плюсы нововведения.

Что же касается минусов… Необходимо сначала рассмотреть весь алгоритм действий, которые должно предпринять то самое ТСЖ, к которому придет пресловутый платеж.
Пример: оплата взносов на капитальный ремонт (держатель спецсчета — само ТСЖ). Спецсчета у нас открыты в разных банках, необязательно в «Сбербанке» РФ. Потребители у нас хоть и хотят казаться продвинутыми, но карточек и счетов во всех абсолютно банках не имеют, самые распространенные — карты «Сбербанка». Поэтому будем считать, что среднестатистический жилец оплатил взносы на капремонт через сбербанк-онлайн. Платеж ушел, плательщик получил квитанцию, которую он может распечатать, и смс-оповещение. Теперь в задачу ТСЖ входит предоставить ему чек.

Посмотрим на действия ТСЖ в этот момент. Договор об информационном взаимодействии со «Сбербанком» у него есть (он не бесплатный — вот уже одна статья затрат ТСЖ). Согласно ему, сведения о платежах в пользу ТСЖ поступают к нему после совершения таких платежей. Однако момент поступления платежа в ТСЖ — это не тот момент, когда деньги с карты жильца ушли в «Сбербанк», а когда они пришли на счет ТСЖ в том банке, в котором находится спецсчет.

(И если это не «Сбербанк», а другой банк, то моменты эти могут и не совпадать). Между банком, где открыт спецсчет и ТСЖ, являющимся его держателем, договора на онлайн обслуживание (так называемый «клиент-банк»), может и не быть. ТСЖ стараются минимизировать расходы, кроме поступлений от жильцов, никаких операций по данному счету в обычное время не происходит, а значит, ТСЖ достаточно периодически получать выписки (выдача которых входит в пакет услуг по обслуживанию счета) для контроля поступлений.

То есть, момент поступления на спецсчет денег от жильца ТСЖ удастся отследить точно, если только бухгалтер будет ежедневно забирать выписки (а это значит, что уже о совместителе-бухгалтере речи нет, нужно принимать работника на полную ставку — дополнительные расходы), либо, если ТСЖ оплатит «клиент-банк» (дополнительные расходы). Далее ТСЖ должно купить кассовый аппарат (дополнительные расходы), который необходимо обслуживать (дополнительные расходы), с фискальным регистратором, привязанным к определенному IP-адресу (дополнительные расходы еще и на оргтехнику и интернет).

Не говоря уж о специалисте, который будет этим всем делом управлять, поскольку в ТСЖ таких может и не быть (дополнительные расходы). И, наконец, последний пункт — вручение чека жильцу, который произвел платеж. Хорошо, если он живет в своей квартире. А если он живет в другом городе, и у ТСЖ нет его адреса — ни почтового, ни электронного (не предоставил). Или есть почтовый, ему что, письмами заказными чек высылать (дополнительные расходы)? Получается, как в том мультфильме: «ты еще потом полдня за ним бегать будешь, чтоб фотографию отдать».

Создалось впечатление, что пролоббированы эти нововведения налоговиками, чтоб легче было следить за круговоротом денег в государстве. Только платить за эту слежку придется жильцам, в своих же интересах (чтоб все прозрачно было).

Теперь будем ждать, когда и эти данные до них дойдут, и убедятся законодатели в бесполезности своих экспериментов, невозможности революции в сфере ЖКХ. Революции в нашем государстве любят устраивать. В этом году как раз исполнится 100 лет одной из них. Последствия ее вам известны. Может, хватит уже?
Источник фото: фото автора

Похожие статьи