Энергоэффективность дома, или как завладеть деньгами граждан по закону
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Очень часто в последнее время стали звучать в нашем жилищно-коммунальном обиходе слова «энергоэффективность» и «энергосбережение», не просто применительно к описанию процесса покупки новых лампочек или актуальности лозунга «уходя, гасите свет!». Дело обстоит куда более серьезней и запутаннее, и связано оно, как это обычно и бывает, с несением дополнительных затрат жильцами на проведение обследований и изготовление документов.



Условие задачи


Что же конкретно требуется от «управляек» в данном случае, да и так ли уж обязательны эти требования?
Управлением Госжилстройтехинспекции Пензенской области для информирования руководителей управляющих организаций в сфере ЖКХ иногда проводятся совещания с целью разъяснения требований действующего законодательства, а, проще говоря, с целью напомнить об ответственности за несоблюдение этого законодательства и размере последующих за этим карательных мер. На подобных мероприятиях представители Управления не устают напоминать о необходимости представить декларацию об энергоэффективности жилых домов с указанием класса этой энергоэффективности.

И вроде бы, какая тут проблема — декларацию заполнить? Найти бланк, вписать требующиеся данные да отвезти в Управление. Но не так-то все и просто.

Класс энергоэффективности с потолка не возьмешь. Он присваивается в четком соответствии с законом, на основании обследования, проводимого специализированными организациями. Однако, описанные действия обязательно производить вовсе не для всех домов и зданий. Представители Управления в данном случае, как и во многих других случаях, пытаются переложить свою работу на чужие плечи.

В итоге — задача: «Кто и за чей счет должен определять класс энергоэффективности многоквартирного дома?»

Решение задачи


Согласно Письма Минстроя России от 29 ноября 2016 г. № 40222-АЧ/04, обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только в тех случаях, когда по своему характеру работы: строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора.

Посмотрим, когда же такие работы могут очутиться в поле зрения государственного строительного надзора. Увидеть истину нам помогает при этом Правительство Российской Федерации, которое в своем Постановлении от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре» указывает случаи, когда государственный строительный надзор осуществляется. К таким случаям относятся отношения, связанные с возведением объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе, проводимой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статья 49 указанного кодекса в свою очередь определяет, что застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

А что же дальше, где искать эти результаты экспертизы? Ответ даст очередная норма права. Это в данном случае Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

Согласно п.24 указанного постановления, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

И в следующем п.25 мы уже можем найти путь, который проделывает сия техническая документация.
Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
  • первый экземпляр — товариществу собственников жилья;
  • второй экземпляр — по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
  • третий экземпляр — в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.

Ответ на задачу


Итак, после того, как разобрались в нормах права, следует ответ. Класс энергоэффективности должен устанавливаться застройщиком объекта, документация должна быть передана организации, осуществляющей эксплуатацию общего имущества дома, либо собственнику. Ну и в архив.

Если вдруг, как это часто бывает у нас, документация не найдена ни по одному из указанных выше адресов, то лицу, ответственному за ее изготовление (застройщику), надлежит изготовить дубликаты этой документации. Обязать его произвести эти действия можно в судебном порядке (при отсутствии добровольного согласия).

А что же «управляйки»? Какая их роль в этом бумажном круговороте? Для чего нужны им эти паспорта энергоэффективности и прочие полезные документы?

На самом деле, данные документы необходимы в основном надзорным органам, для отчетности. Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, сведения о мероприятиях по энергоэффективности могут потребоваться лишь в случае капитального ремонта да и то, если держателем специального счета является региональный оператор.

Сразу же всплывает вывод о необходимости региональных операторов — вот какие они нужные, если б их не было, то и сведения об энергоэффективности не понадобились бы.

Однако есть и другая сторона медали. Проведение обследования на предмет энергоэффективности дома выгодно самим собственникам. Специалисты, используя соответствующее оборудование, определяют слабые места (места утечки тепла — плохо закрывающиеся окна, двери, места расходования энергии — постоянно горящие лампочки, старая проводка). Затем выдается заключение о рекомендациях по проведению мероприятий по энергосбережению.

Подобные исследования своими силами произвести не всякий сумеет, да и мнение независимого эксперта всегда имеет весомое значение. Стоимость этих исследований опять-таки увеличит расходы собственников. Однако, последнее слово должно быть за ними, а не за надзорными органами, которым эти документы нужны лишь для галочки.

Итогом всего этого исследования, помимо ответа на заданный в начале статьи вопрос, явилась одна непреложная истина — понятие энергоэффективности введено, видимо, в настоящий момент надзорными органами исключительно с целью запутать горожан, ну и с целью отъема у них лишних денежных средств, разумеется.

Похожие статьи