У Пензенского правительства будет новое «лицо» в Интернете
Артем Рудаковский
Артем Рудаковский

Немного размышлений по поводу прошедшего конкурса на оказание услуг по разработке типового решения сайта исполнительного органа госвласти региона.

 444.jpg

Минкомсвязь, Министерство экономического развития России, а также еще ряд федеральных органов и независимых платформ периодически публикуют рейтинг официальных сайтов субъектов РФ, ранжируя их после комплексной проверки на соответствие законодательству и не только. В подвале этого списка есть порталы с приветом из 2005 года (http://www.chechnya.gov.ru), есть откровенная халтура собранная на CMS вроде Joomla с чуть модифицированным стандартным шаблоном мыльными логотипами (http://www.e-dag.ru), а есть и вполне неплохие ресурсы, которые оказались, на мой взгляд, незаслуженно низко. Общая тенденция всех подобных сводных таблиц — факт, что Пензенская область, державшаяся долгое время близко к группе лидеров, начала медленно, но неуклонно сдавать позиции.

Видимо, почуяв неладное, областное правительство наконец-то приняло решение по созданию нового официального портала, а заодно и сайтов региональных органов исполнительной власти, и сейчас я попробую порассуждать, почему это хорошо (пока с отрывом от стоимости контракта, а потом вернемся и к ней)

Причина первая —  технологии. Прогресс не стоит на месте, и то, что казалось неплохим решением несколько лет назад, теперь выглядит как пережиток прошлого. Вновь создаваемый портал уже третий на моей памяти. Как выглядел тот, который функционировал до 2011 года примерно можно представить, глядя на официальный портал Чеченской республики.

А потом стало весело. Сильно демпинганув, неожиданно для всех и, наверное, для себя конкурс на разработку портала выиграла компания «Сетап».

Ребята долго не хотели признавать, что откусили кусок, который оказался значительно больше, чем они могли прожевать, и старательно ваяли самописную систему управления контентом, которая соответствовала бы достаточно жестким требованиям технического задания. Насколько я помню, формально это у них получилось, и бумаги были подписаны, но результат был настолько «не айс», что тогдашнее Управление информатизации старалось привлечь на добровольных началах всех, до кого могло дотянуться. 

Проект удалось спихнуть на компанию «Оператор электронного правительства», которая на полуволонтерских началах перенесла все на другую платформу, тоже самописную, но по крайней мере рабочую. Через некоторое время после запуска в промышленную эксплуатацию по сути дважды родившегося портала ветер подул в другую сторону, и развитие системы передали другой организации, а часть работ осуществлялась какое-то время штатными сотрудниками самого Управления. В настоящее время портал работает и работает неплохо, но что там под капотом, представить страшновато.

Причина вторая — дизайн, удобство для граждан. В уже упоминавшемся 2011 году дизайн создавался еще до конкурсных процедур на благотворительной основе: просто собрали несколько веб-студий и попросили представить их свое видение на тему областного портала. Откликнулись многие. А победил в конкурсе без приза вариант от «Альфа системс», который понравился всем. Макет правда был замечательным на то время, прекрасно смотрелся на сайте Правительства области после запуска нового портала, да и сейчас бы выглядел совсем неплохо, если бы не «но». На протяжении функционирования ресурса по требованию разных законов и просьбам разных ведомств было налеплено столько элементов меню, что место закончилось, и новые пункты стали расти вверх. Появилось боковое меню, раздел «Важно» перестал умещаться на странице, все обросло таким количеством баннеров и ссылок, что главная страница просто оскорбляет чувства прекрасного любого, кто на нее зайдет. В общем, после бесконечных правок дизайн умирает и слезно просит его добить.

Кроме того, портал страдает от отсутствия адаптивности, что является на сегодняшний день стандартом, для любого уважающего себя ресурса. Это не было предусмотрено, так как стало актуальным только последние пару лет в связи с распространением мобильного интернета и разнообразных гаджетов.

Причина третья — безопасность. Во время создания текущего портала правительства, уверен, использовались самые последние версии библиотек и модулей, которые были на тот момент. Некоторые, скорее всего, обновлялись после этого. Но, к сожалению, в веб-среде достаточно распространены случаи, когда новая версия несовместима со старой, из-за этого поддержание интернет-ресурсов в актуальном состоянии длительное время зачастую невозможна. 

А старые версии программного обеспечения помимо всего прочего грозят дырами в безопасности. Разумеется, на областном портале  нет никакой секретной информации, но думаю, будет мало приятного, если кто-нибудь воспользуется незакрытой уязвимостью и украсит главные страницы всех региональных ведомств словом из трех букв и его многочисленными производными, или в открытый доступ утекут персональные данные граждан, оставляющих свои обращения. А чтобы таким образом не пошутили уставшие от госслужбы граждане, все действия на новом портале с их стороны будут подтверждаться квалифицированной электронной подписью.

Другой момент: последние пару лет в нашей стране значительно повысились требования к безопасности любых информационных систем, а особенно тех, которыми пользуются чиновники. Хорошо это или плохо — тема отдельная и сложная, но, что есть, то есть. По этой причине новый портал должен быть построен на системе управления сайтом, которая обладает сертификатом Федеральной службы по техническому надзору и экспортному контролю. Да, можно сертифицировать и текущую систему, но это на порядок дороже и дольше.

Причина четвертая — законодательство. Безусловно, главная причина и мотиватор для Правительства области.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» посетители сайта должны иметь возможность оставить свое обращение. Собственно такая возможность была и раньше, но теперь зарегистрированный пользователь  может:

  • отследить ход исполнения в своем личном кабинете,

  • обратиться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения,

  • принять участие в обсуждении проектов НПА.

А регистрация и авторизация пользователей на сайте должна осуществляться посредством единой системы идентификации и аутентификации, а также проводиться проверка авторизации на http://letters.kremlin.ru.

Если же пользователь отправил обращение на http://letters.kremlin.ru и оно было переадресовано в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления Пензенской области, оно должно отображаться и в личном кабинете на новом портале.

Да и вообще у граждан появится личный кабинет на портале, для попадания в который надо авторизоваться через ЕСИА или openID.

Раздел открытых данных также должен быть создан в соответствии с актуальными требованиями, а не как сейчас. Хотя, вполне возможно, что текущий модуль тоже неплох, просто на него забили все ответственные за заполнение.

Причина пятая — удобство для ведомств. Не забыли составители технического задания к конкурсу и о себе, в частности, интеграция с правительственной системой электронного документооборота позволит в поисках тех же обращений граждан не лазить в несколько разных систем, а получать всю информацию единообразно.

На основании всего вышеперечисленного можно сказать, что черта, за которой построить все заново проще, чем привести в надлежащее состояние текущий портал, пройдена.

Некоторые могут возмутиться, мол, целых  пять миллионов, а победитель конкурса цену почти не снизил, на новый портал правительства - жирновато будет. Что ж давайте попробуем разобраться и тут. Первый момент, на который надо обратить внимание, тот факт, что для создания системы надо использовать систему управления сайтом, сертифицированную ФСТЭК. Я тут просмотрел реестр данного ведомства и выяснило, что из всего программного обеспечения, пригодного для создания информационного ресурса требуемого масштаба, есть только «1С. Битрикс».

По условиям технического задания надо сделать двадцать четыре сайта для органов исполнительной власти, один правительственный портал, а еще ресурс для открытых данных. Итого только на покупку лицензий надо потратить 2 371 000 рублей, что составляет почти 47.5% от суммы контракта.

После покупки лицензий остается 2 627 000 рублей. Тоже внушительная сумма. Но и сайт, то не один, а 25 плюс открытые данные (давайте для простоты дальше его считать не будем), а это получается 105 080 рублей на сайт, что более чем соответствует рыночной цене веб-разработки. Кроме того, тут включен и год гарантии, и работа службы технической поддержки, и обучение пользователей, и ряд интеграций со сторонними системами, перечисленными выше.

Благодаря такой нехитрой математике, быстро становится понятно, что сумма не только не завышена, но и скорее даже ниже аналогичных разработок в других регионах. Еще одним ярким свидетельством того, что коррупционной составляющей тут и не пахнет, является отсутствие конкуренции в открытом конкурсе. По словам источника из Управления информационных технологий и связи Пензенской области конкурсом интересовались целый ряд компаний, в том числе из столицы, но узнав объем работ — «сливались».

Наша редакция надеется, что разрабатываемый портал Правительства Пензенской области будет ждать не столь тяжелая судьба как предыдущий, а исполнитель выполнит все требования в полном объеме в указанные сроки, и уже в конце этого года наша область обретет новое значительно осовремененное лицо. 

Похожие статьи