Стимулировать проектную деятельность или симулировать? Как правильно в нашем регионе?

Дорогие друзья! Я обыкновенный гражданин РФ, очень любящий свою страну и свою малую Родину — город Пензу. У меня хорошее образование, устойчивый жизненный опыт и огромное желание сделать окружающую жизнь комфортнее и радостнее. В силу возраста я достаточно активен. А в силу мировоззрения — неравнодушен. Искренне считаю, что наши сограждане ничуть не менее талантливы и умелы, чем европейцы или американцы и мы вполне способны устроить нашу жизнь так же удобно и технологично, как и у них.

Реальная действительность в родном городе и регионе нередко разочаровывает меня, именно поэтому я с радостью и оптимизмом прочитал следующий материал. Губернатор Пензенской области всерьез озабочен отсутствием проектного управления в регионе. Проанализировав происходящее вокруг, я вдруг понял, что у него крайне мало союзников, даже среди его подчиненных. За примерами не пришлось далеко ходить.
Для того, чтобы внедрить проектное управление, необходимо важным региональным процессам придать сущности полноценного проекта. Проект, прежде всего, характеризуется целями и задачами для достижения этих целей. Цели должны быть конкретны, измеряемы и достижимы. Что же происходит на самом деле в регионе?
1). Прямо в тот самый момент, когда Губернатор проводил оперативное совещание по проектной деятельности, Аэропорт города Пензы проводил аукционные процедуры по определению разработчика проектно-сметной документации (ПСД) на строительство здания нового аэровокзала.
Указанная ПСД должна быть создана на основе архитектурной концепции, которая была разработана в конце прошлого года. Этот документ заслуживает особого внимания. Даже один раз посмотрев на внешний вид будущего здания и сравнив его с архитектурной стилистикой окружающих зданий — действующего аэровокзала и технопарка «Рамеев» (других нет), мы столкнемся с очевидным диссонансом. Проектируемое здание совсем из другой среды — оно инородно по отношению к окружающей архитектуре и это несложно увидеть на рисунках. Такое положение не удивительно, поскольку, видимо, никто и не разрабатывал архитектурную концепцию специально для Пензы, с учетом поставленных проектных целей, особенностей и перспектив. Вместо этого, вероятно, нам вручили нечто готовое, совсем не приспособленное для Пензы.

Почему так получилось? Потому что проектное управление и само понятие проекта развития регионального авиасообщения, не существует в природе. Если взглянуть на аукционные процедуры «разработки» концепции, то мы увидим, что на эту непростую и важную для региона работу было отведено 14 календарных дней. За это время необходимо было ее выполнить и согласовать результат на градостроительном совете!!! То есть на само проектирование оставалось не более 10 дней. В ходе торгов начальная цена была снижена более чем в 6 раз, с 1 250 000 руб. до 189 420 руб. При этом начальная максимальная цена торгов определяется по четким, установленным законом, правилам. Но вероятная ошибка определения оказалась многократной.
Концепция внутренних помещений аэровокзала и привокзальной площади настораживает еще более. Предусмотрен ВИП-зал с посадочными местами не менее 31! Это происходит в аэропорту, где нет перевозок бизнес-класса. Возможно, такая емкость ВИП-зала (ЗОЛиД) рассчитана на активный поток бизнес-джетов и ВИП-чартеров, закупки которых тоже производились Аэропортом города Пензы.

Учитывая заявленную вместимость ВИП-чартеров (12 мест), ВИП-зал аэропорта планирует обслуживать два-три таких самолета единовременно. Если цель проекта развития авиасообщения региона — это развернутая программа ВИП-перевозок, то тогда представленная концепция соответствует поставленным целям и задачам.
Тем более, что удобства для перевозки обычных пассажиров, а также обычные сервисы аэропорта крайне ограничены:
- емкость парковочного пространства явно недостаточна,
- отсутствует взаимодействие с городской и пригородной транспортными системами,
- сектор грузовых перевозок и экспресс отправлений отсутствует,
- информационный HUB не предусмотрен,
- международные полеты не предусмотрены,
- транзитный пассажиропоток не предусмотрен.
Следовательно, вместо объявленной разработки архитектурной концепции региону, видимо, был предложен «костюм с чужого плеча», то есть проект б/у, ранее разработанный для совершенно иных условий.
Пока у нас отсутствует проектные процессы и, соответственно, проектное управление такое неприглядное состояние будет продолжаться еще очень долго. Все недостатки организации концептуального проектирования благополучно перекочевали на этап разработки
ПСД.
Снова налицо многократное снижение начальной цены, а значит мы снова получим некий вторичный продукт (на этот раз — ПСД), по которой вряд ли будет возможно построить качественный воздушный терминал, необходимый для развития региона. Сам собой назревает вопрос:
- либо руководство Аэропорта города Пензы стремится во чтобы то ни стало кратно завысить расходы бюджета,
- либо качество определения подрядчика каждый раз так низко, что, потратив бюджетные средства мы получим результат, используя который построить современный транспортный терминал будет, скорее всего, невозможно,
- либо процедура закупки и определения начальной цены была проведена с очевидными нарушениями законодательства РФ?
В случае применения проектного управления, о стимулировании которого заявил Губернатор Пензенской области, описанные коллизии были бы невозможны, а необходимые компетенции членов проектной команды подбирались бы исходя из целей и задач проекта, а, вероятно, не исходя из существующего набора чиновников и членов их семей.
Случай с аэропортом не единичен!
2). Другой пример — многострадальная набережная Суры. На днях объявлено, что очередной этап благоустройства окончится не ранее ноября. Мне всегда казалось, что жителям комфортнее гулять у воды в теплое время года. Оказывается, комфорт и удобство жителей не входят в цели и задачи проекта благоустройства этого района города по крайней мере в этом году. Летом и ранней осенью 2017 года национальные футбольные федерации ведущих футбольных стран будут производить выбор Базы Команд, вряд ли действующие масштабные стройки (а их три в непосредственной близости от гостиницы Базы Команд) положительно повлияют на их выбор.
Следовательно, участие города Пенза в Президентском проекте подготовки к Чемпионату мира по футболу тоже не попало в число целей и задач реконструкции набережной реки Сура. Есть ли вообще у данной реконструкции конкретные измеряемые и достижимые цели? Сформулированы ли они? Подобрана ли проектная команда, способная получить результат при заявленных затратах. Пока налицо, что первый этап реконструкции (стела Росток) произведен с очевидными огрехами, да и исходя из проектной логики этот этап должен был оказаться последним, а не начальным.
3). Подготовка к проведению мероприятий Чемпионата мира по футболу в РФ в 2018 году (у нас в регионе — строительство Базы Команд участниц и привлечение турпотока) также так и не обрела проектные сущности. Именно поэтому реконструкция аэропорта и набережной живут своей отдельной жизнью, а регион упускает возможность за возможностью быть причастным к событиям мирового масштаба и полноценно использовать их для своего развития. Оргкомитет в Пензе — это списочный состав чиновников, занятых, помимо подготовки к ЧМ-2018, разнообразной ежедневной работой и изредка собирающихся на совещания.
Между тем схема проектного управления давно разработана и много лет действует в любых странах, где проводились Чемпионаты мира. В России достаточно много чиновников самых различных министерств и ведомств, тем не менее, создана проектная команда, которая свободна от ведомственных проблем и разногласий — Оргкомитет Россия-2018. Проектная команда не заменяет чиновников и не умаляет их заслуг и полномочий, она предназначена для иного.
У сотрудников Министерства спорта РФ есть цели по развитию всех видов спорта, у Министерства транспорта масса задач по развитию и совершенствованию транспортной системы всей страны и так далее. В проектную команду — Россия-2018 привлечены необходимые специалисты для достижения конкретных целей проведения Чемпионата мира по футболу, поставленных Президентом РФ и руководством ФИФА. И такой подход оказывается более эффективным и менее затратным.
Именно такой способ подготовки и реализации проекта Президента РФ признается обоснованным, как руководством РФ (страны проведения), так и руководством ФИФА. Это одинаково верно для любого города, где запланированы мероприятия ЧМ-2018, и, отрадно, что Губернатор Пензенской области Белозерцев И.А. полностью разделяет преимущества проектной деятельности.
Очень важно, чтобы заряженность Губернатора на стимулирование новых методов управления в регионе разделяли его подчиненные. Это позволит наверстать упущенное, оптимизирует процессы и придаст важный импульс развитию региона. А иначе призывы Губернатора стимулировать проектную деятельность, привлекать к работе новые идеи, активных граждан и компетентных специалистов так и останутся благими пожеланиями.
Откликаясь на призыв Губернатора, искренне желая, чтобы он не остался одиноким в желании внедрить проектный подход и обрел больше сторонников, я обратился к нему с открытым письмом. Полагаю, что в нашем городе есть много активных и компетентных граждан, которым небезразлична судьба региона. Источник фото: МНПК Росоператор