Почему Пенза оказалось нерейтинговой
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова
В начале недели средства массовой информации, специализирующие в основном на сообщениях информационного характера, оперативно рассказали нам о том, что Пензенская область сразу в нескольких рейтингах занимает далеко не ведущие позиции. Умолчав, отчего это произошло, и что делать в сложившейся ситуации.

6665.png
Индекс научно-технологического развития субъектов РФ в 2016 году

На самом деле, еще в начале года были получены предварительные итоги работы профильных ведомств, составляли которые служащие федеральных структур. Естественно, что у каждого из наших министерств существуют свои специфические недоработки, однако в целом есть одна глобальная причина: пензенские чиновники слабо работают с федеральными ведомствами. Боясь или откладывая поездку в Москву, тем самым упуская возможность наладить личные связи, уточнить какие-то вопросы и так далее. В итоге недостаточно в нашем регионе налажено взаимодействие с федеральными ведомствами. Результат такой работы налицо: сразу у нескольких министерств резко упали позиции в федеральных топах, вполне понятно, что активное личное участие пензенских чиновников, стремление повысить результаты работы своего ведомства в рейтинге, обоснованные уточнения и просьбы у федералов могли бы сделать свое дело. И мы не имели бы того, что имеем сегодня.

Вместе с тем, несколько лет назад были созданы предпосылки для ухудшения ситуации и на местном региональном уровне. Нам сложно говорить за образование, науку , экономику и медицину. А потому будем рассматривать ситуацию касаемо той сферы, которая нам наиболее близка. Разумеется, это сфера информатизации.

Нет, в последнее время слово «айти» стало всё чаще звучать из уст пензенских чиновников различного ранга. Которые возможно забывают о том, что более двух лет назад информатизацию просто растащили по углам.
После конфликта начальника информатизации с Минздравом управление информатизации было упразднено как самостоятельная единица и было передано в министерство промышленности, транспорта и инновационной политики.

И теперь каждое министерство региона отвечает за внедрение информатизации самостоятельно. Хотя вполне понятно, что в непрофильном министерстве специалистов — айтишников, способных адекватно оценить возможности и последствия внедрения конкретной информационной системы вряд ли найдется много. Да и целеполагание у министерств несколько иное. Скажем, вряд ли Александр Воронков —министр образования региона — во главу угла ставит информационное сопровождение своего ведомства, более, чем обеспечение учебного процесса, контроль за учебниками, питанием детей и т.д.

Владимир Стрючков, возглавляющий пензенский Минздрав, скорее обратит внимание на состояние больниц, работу медиков, оценку оказания медпомощи и так далее, нежели чем глубоко вникнет в нюансы интегрирования медицинской системы. Для конкретных чиновников сопровождение и внедрение систем не является определяющим фактором в их работе.

Помните, совсем недавно в регионе работала система «Глонасс», предназначенная для определения местоположения школьных автобусов. Однако сегодня система разрушена, и договора на мониторинг автобуса каждый муниципалитет должен заключать самостоятельно. И это тоже далеко не первая проблема в дырявом бюджете муниципалитета. О степени их заинтересованности в этом говорить не приходиться. Нет договора — нет проблем. Параллели мы можем продолжить, но, думается, читатели поняли, о чем мы.

Назовём еще одну причину: финансирование в сфере информатизации резко сократилось, что не могло не отразиться на развитии отрасли в целом. Деньги забрали — и как следствие ситуацию вытягивать пришлось силами самих IT-компаний. Едва ли не на безвозмездной основе обслуживая в том числе и правительственные проекты.

Вывод: чтобы Пензенская область вновь оказалась на высоких позициях рейтинга, необходимо вернуть вертикаль информатизации. Отдавая прерогативу выбора информационного сопровождения профессиональному информационному ведомству, а не специалистам в этом деле от каждого министерства. Должно быть стратегическое единоначалие.

И вот еще что. Рейтинг — некоторая выборка показателей. Которые не только обрабатываются механическим способом, но и зависят от субъективных характеристик. В том числе и от умения договориться с чиновниками федерального уровня, и частоты визита к ним. Сегодня, как мы понимаем, отлаженного механизма пока нет. Результаты рейтинга — сигнал для активизации работы с командой аппарата правительства и время выстраивания более точной его настройки. Ведь без команды сверху и работы конкретных министров и через полгода вряд ли Пензенская область резко взлетит на верхние позиции.


Похожие статьи