Почему электронные услуги плохо "летят"?
Журналист
Журналист
Артем Рудаковский 

Вокруг предоставления государственных и муниципальных услуг и осуществлением межведомственного взаимодействия в электронном виде сложилась странная ситуация: вроде и времени, в течение которого проект реализуется, прошло немало, и денег вложено более, чем прилично, а воз и ныне, почти, на том же самом месте, где был лет пять тому назад. И этому есть довольно много причин.

На самом деле, нельзя сказать, что все затраченные ресурсы на Федеральном и региональном уровнях были выброшены на ветер, потому что развитие методологии и создание программных продуктов по этой методологии ведется, но ведется бессистемно. За пять лет перевода всего и вся на новые «электронные рельсы», правила игры менялись бессчетное количество раз.
Может быть, на это влияют сезонные обострения, смены позиции руководства, текучка кадров или что-то еще, но периодически голос, который начинают слышать, и начинают действовать, исходя из того, что он вещает, тонет в разнородном потоке новых идей, которые призывают, если не сломать, то значительно перестроить все старое. Где-то в течение полугода формируется новый вектор, и только народ начинает смиряться с новым направлением движения, как держащего рупор снова накрывает волной новаторства.

Надо все отдать Ростелекому… Пусть регионы платят за канал СМЭВ… Нет, пусть платит Министерство Связи РФ… Давайте развивать региональные порталы… Должен быть только Единый портал услуг… Нет, пусть все-таки и региональные будут…

И такое наблюдается не только на уровне методологии, но и на уровне методических рекомендаций по разработке электронных сервисов межведомственного взаимодействия. Только-только у большинства Федеральных органов власти и регионов худо-бедно заработал информационный обмен, как в следующем году работу предлагают переделать из-за выхода нового стандарта СМЭВ 3.0 (уже есть проект 3.1, но там незначительные изменения). Новая архитектура, несомненно, более проработанная, чем старая, но менять что-то, что только начало нормально работать, на мой взгляд, не самая лучшая идея.

Вторая большая проблема в том, что многие государственные услуги не ложатся с текущей нормативной базой на автоматизацию. Надо менять административные регламенты, а иногда - региональное и Федеральное законодательство, чтобы процесс получения ряда услуг стал не то чтобы полностью «электронным», а хотя бы более автоматизированным и гуманным.
Любые подобные изменения требуют нереальной кучи работы и согласования и многие органы власти, глядя на эту кучу грядущих мероприятий и оценивая потенциальную выгоду от этих изменений, которые именно для чиновников весьма сомнительны, просто стараются отложить эти изменения в долгий ящик со словами: «И так сойдет».

Третья причина невысокой популярности региональных и федеральных порталах в ряде субъектов нашей страны, как бы странно это не звучало, - Многофункциональные центры. В Пензенской области одна из лучших сетей МФЦ в стране, тут мы можем гордиться. Вообще, про них сложно сказать что-то плохое. Они оказывают гражданам широкий перечень услуг в режиме одного окна, дают возможность предварительной записи на прием, там есть электронная очередь, места для ожидания, достаточно вежливый персонал.
В общем, куда не посмотри, - одни плюсы, еще и рабочие места создаются. Но именно субъекты РФ с хорошо развитой сетью МФЦ являются самыми отстающими в плане оказания услуг в электронном виде. Кампания по продвижению «одного окна» сильно популяризовала это начинание в народе, и многие граждане даже не знают, что имеют возможность получить ряд услуг, вообще, не выходя из дома.

При этом на порядок меньшие вложения в развитие предоставления услуг в электронном виде и политическая воля руководства региона - позволили бы достичь значительно больших результатов в плане повышения доступности государственных и муниципальных услуг для населения и бизнеса в регионе. Региональному порталу стены строить не надо, и на его обслуживание не требуется только людей. Хотя, стоит признать, даже при таком развитии событий, полностью отказываться от МФЦ нельзя: они должны остаться как дополнительная точка входа, для подачи оригиналов документов и получения результатов оказания услуги в тех случаях, когда невозможно предоставить услугу полностью в электронном виде.

Хочется отметить, что, несмотря на все сложности, которые встают на пути, в Пензенской области удалось создать мощную платформу «Госуслуги.Open» для полного перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, которая не только получала награды, как лучший проект в этой сфере, но модули которой успешно функционирует в некоторых субъектах РФ: Республике Мордовия, Ярославской области и других. «Госуслуги.Open» полностью готова к СМЭВ 3 и другим изменениям, планируемым в начале 2016 года. «Госуслуги.Open» при некоторой доработке можно использовать как систему электронного документооборота, причем не только для органов власти, но и для коммерческих организаций.

  Этому особенно способствует то, что система распространяется бесплатно в виде исходных кодов, и любой может установить ее и использовать для собственных нужд. Кроме того, учитывая курс на повсеместное импортозамещение, приятен и тот факт, что в основе «Госуслуги.Open» лежат исключительно бесплатные и открытые программные продукты.
Пензенская область, технологически, - одна из самых подготовленных в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, а также осуществления межведомственного взаимодействия в электронном виде, однако ощутимое более низкое финансирование на ИТ по сравнению с соседними регионами и отсутствие сильного идеолога на уровне Заместителя Председателя Правительства не позволяет достичь действительно высокого качества и удобства получения услуг заявителями с использованием Регионального портала государственных и муниципальных услуг. Поэтому пока грустим и завидуем тем соседям, у которых есть недостающие два элемента.

Источник фото :news2.ru

Похожие статьи