Пензенское Конструкторское Бюро еще претендует на 50 миллионов долларов
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

Согласно сообщений ряда информагентств, Арбитражный суд Москвы отложил на 26 апреля рассмотрение одного из дел. Для обсуждения вопросов о проведении экспертизы по иску Пензенского конструкторского бюро моделирования (ПКБМ) к двум южнокорейским компаниям.

ПКБМ

Для начала вспомним некогда прошлое ПКБМ. Его истоки следует искать в 1946 году. Поначалу здесь занимались изготовлением отдельных частей конструкции самолетов, а вскоре приступили к разработке авиационных тренажеров.

Здесь были разработаны и переданы в серийное производство авиатренажеры для летчиков и экипажей самолетов и вертолетов практически всех всемирно известных отечественных фирм. А также впервые в стране были созданы тренажеры под самолеты вертикального взлета и посадки, посадки на палубу авианосца, вертолетов воздушного боя и палубного базирования, специализированные тренажеры маловысотного полета и дозаправки топливом в воздухе, и т.д.

В 1975 году бюро вошло в состав ППО «Эра». Этот альянс просуществовал до 1992 года, когда ПКБМ было выделено из «Эры» в качестве самостоятельного подразделения. Сейчас уж и не разберешь толком, кому потребовался этот «развод». Как и то, к чему бы привело «сохранение брака». Уже давненько нет «Эры». Да и банкротящееся ОАО «ПКБМ» пока еще существует лишь на бумаге.
Прошедшие с момента развала СССР годы отметились несметным количеством сменившихся директоров, главных конструкторов, конкурсных управляющих. Навскидку, кто знает, может их окажется больше, чем выпущенных тренажеров. Еще эти годы отметились протестными мероприятиями сотрудников организации, лидерством по сумме не выплаченных зарплат.

Руководители и сотрудники организации нередко оказывались в поле зрения представителей силовых ведомств. Возбуждались уголовные дела, порою даже суды проходили, и кого-то даже осуждали. Помнится, один из генеральных директоров, Александр Анисимов, был осужден на 2 года условно и лишился мандата депутата областного Законодательного собрания.

А в конце прошлого года общественность оповестили, что бывший врио конкурсного управляющего ОАО «ПКБМ» Алексей Авилов за двухмесячный отрезок своего управления в 2013 году присвоил и растратил принадлежащее предприятию имущество, нанеся ему ущерб на сумму около 5,6 миллионов рублей. В награду он получил наказание в виде 3,5 лет лишения свободы и штраф в 100 тысяч рублей. Ну и гражданский иск организации был удовлетворен в полном объеме.

В конечном итоге разработка и производство авиатренажеров сошла на нет. А ведь к началу 90-х ПКБМ фактически являлось монополистом в этой сфере. Который разработал несколько десятков опытных образцов практически под все типы отечественных летательных аппаратов гражданской авиации и военно-воздушных сил.

Подготовка пилотов на тренажере всегда считалась одним из важнейших элементов обеспечения безопасности воздушного судна. Из тех, что позволяет минимизировать негативное влияние человеческого фактора, т.е., свести к минимуму возможность ошибочных действий экипажа самолета. Этот проблема актуальна по сию пору.

Крах уникального в своем роде предприятия объясняли резким снижением количества заказов. Некоторые добавляли, что ситуация является «следствием того, что происходит в авиационной промышленности страны».

Можно отчасти согласиться, учитывая то, что даже отечественные авиаперевозчики в большинстве своем предпочитают укомплектовывать флот зарубежными самолетами. Но на вооружении российских ВВС находятся отечественные машины.
В сентябре 2011 года случилась трагедия с разбившимся при взлете ЯК-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива» на борту. После чего глава Росавиации Александр Нерадько предложил запретить эксплуатацию новых типов самолетов, не имеющих тренажеров. Но уже к тому времени ПКБМ перестало быть лидером на отечественном рынке разработки и производства авиатренажеров. При этом фактически прекратив выигрывать и толковые внутренние торги.

До поры до времени представители местной власти обозначали озабоченность тяжелым положением ПКБМ. Бывший председатель областного правительства Ольга Атюкова расхваливала возможности бюро на встрече с президентом ОАО «Туполев», намекая на возможность вхождения ПКБМ в состав концерна. Намекалось и на вхождении бюро в состав «Роскосмоса». Губернатор вел с главой австрийской фирмы «AMST-Systemtechnik GmbH» переговоры по реализации совместного проекта. Но все эти «прожекты» остались благими помыслами.

Вернемся теперь к суду с корейцами. В 1999 году компанией KAI был запущен в серийное производство самолет КТ-1, ставший первым «произведением» корейских авиаконструкторов. Тренажеры-симуляторы для обучения полетам на них первоначально изготавливала компания Doosan Infracore. А программы писали сотрудники ПКБМ.

По условиям договора пензенское бюро не передало Doosan Infracore исключительные права на программное обеспечение и не получило вознаграждение. Предполагалось, что российская сторона будет получать прибыль от дальнейшей реализации тренажеров. Однако, по версии истцов, KAI без согласования с ПКБМ поставила самолеты КТ-1 с тренажерами в ВВС Южной Кореи и Индонезии.

У корейцев — своя правда. Если российская сторона посчитала, что КТ-1 является фактически тем же самым самолетом, что и КТХ-1, программа для тренажера-симулятора которого, собственно, и составлялась, то корейская утверждает, что эти машины — совершенно разные. При этом у корейцев имеются свои доводы относительно правомерности разрешения спора российским судом.

Дело длится аж с 2004 года, когда ПКБМ подало иск а арбитраж Москвы. Не будем утомляться детальными подробностями достаточно запутанного дела. Остановимся лишь на том, что суды то удовлетворяют исковое требование, то отменяют судебные акты нижестоящих инстанций, передавая дело на новое рассмотрение. А речь идет аж о 50 миллионах долларов.

Но помогут ли они восстановить производство в Пензе даже в случае окончательного разрешения спора в пользу ПКБМ. Сомнительно. Ведь практически все работники уволились из катящегося в бездну предприятия еще в 2012 году. И возрождать в Пензе производство авиатренажеров, собственно, некому.

Согласно некоторым данным, операции ПКБМ в основном проводились через федеральные структуры «Рособоронэкспорта». И, как полагают некоторые эксперты, именно он может стать главным претендентом на деньги, причитающиеся при удовлетворении иска.
Местные СМИ сообщают о проводящемся демонтаже еще остающегося оборудования. Четыре года назад у ПКБМ был выкуплен сборочный цех, составлявший основу производства. И на часть оставшихся площадей, если не все, претендует также ЗАО «ЦеСИС НИКИРЕТ».

Получается, что заграждения, заборы, шлагбаумы, ворота, армированная колючая лента более необходимы, чем авиационные тренажеры. Ну и то неплохо, что хоть какое-то производство будет расширяться.

Источник фото: smartnews.ru


Похожие статьи