Николай Тугушев: Планеры из Пензы не хуже европейских
Журналист
Журналист
Сергей Зимин

В Пензе не изготавливают самолеты для нужд гражданской и военной авиации. И нет намеков на возрождение производства авиатренежеров, некогда поставляемых «Эрой» не только по родной стране, но и за рубеж. Так что утверждение о том, что Пензу можно причислить к одному из центров российского авиастроения, может показаться бредовым. Но лишь поначалу.

Николай Александрович Тугушев


Дело в том, что Пенза с полным основанием претендует на лавры лидера производства планеров в России. По крайней мере, этот город является единственным в России местом, где до сих пор разрабатывают и строят планеры серии «АС». А занимается этим благим делом коллектив ООО «Авиастроитель». О былом и перспективах пензенского планеростроения «П-О» поведал генеральный директор предприятия Николай Тугушев.

—  Николай Александрович, каким образом в Пензе возникло производство столь специфических летательных аппаратов?

—  Истоки берут начало несколько десятилетий назад за пределами нашего города. Владимир Егорович Федоров, выпускник Московского авиационного института, более тридцати лет проработал на предприятиях авиапрома, став лауреатом Государственной премии. С 70-х годов он возглавлял творческий коллектив по проектированию и изготовлению экспериментальных спортивных планеров. Из этого коллектива возник кооператив, реорганизованный затем в компанию «Авиастроитель». Разработки были серьезные. Созданный в нашей стране аппарат занял первое место на конкурсе в Германии. Но не было возможности запустить модель в серийное производство. В итоге приоритет был отдан полякам.

В конце 90-х годов основное производство было переведено в Пензу. По соображениям экономии. Поначалу площадку сделали на базе «Счетмаша». Однако в начале 2000-х у компании возникли некоторые сложности. Именно тогда я принял эту организацию, и площадка была переведена на бывшую третью овощной базу.

—  Чем отметилась компания за прошедший период?

—  Немногим более десяти лет назад в России видоизменилось законодательство, и на этот вид деятельности было наложено лицензирование. И прекратился весь серийный выпуск. По сути, все 2000-е годы мы не производили планеры на продажу, занимаясь в основном проектированием и изготовлением опытных образцов.

Планер


За это время была разработана новая модель двухместного планера АС-7, доведена до совершенства старая модель АС-5м, разработан новый спортивный планер АС-6, спроектирован АС-4д с размахом крыла 13,5 метров. Появилась и совершенно новая модель — АС-4-115. С одной из наших разработок во время своего визита в Пензу ознакомился даже Президент России Владимир Путин.

—  Доводилось слышать об уникальности планера АС-4-115. В чем она заключается?

—  Его вес не превышает 115 килограммов. По нашему законодательству такое воздушное судно не требует государственной регистрации, сертификата летной годности, сертификата эксплуатанта, бортовых номеров. Это экономит колоссальное количество времени и денег. Не всякий может себе позволить выкладывать по сто с лишним тысяч рублей в год за каждое судно. Что же касается аэродинамических качеств, то с тысячи метров высоты он может планировать более чем на 30 километров. Для размаха крыла в 12,6 метров это довольно приличный показатель.

—  Насколько эта модель конкурентоспособна с зарубежными аналогами?

—  О какой-то конкуренции говорить я не стал бы. Зарубежные компании сейчас в основном производят «рекордные» планера, применяемые лишь в соревновательных целях на чемпионатах мира. Они очень дорогие — ценники стартуют со ста тысяч евро. Наш планер стоит порядка 18 тысяч евро. У нас другая ниша, и несколько иные цели.

— Что изменилось с августа 2014 года, когда эта модель была продемонстрирована на прошедшем в Пензенской области чемпионате России?

— Тот чемпионат был уникален прежде всего тем, что помимо польского PW-5 соревнования проводились на планерах АС-13.5, АС-5к и АС-4-115, произведенных в Пензе. И наша техника, особенно АС-4-115 заслужила лестные отзывы. К сожалению, должным образом наладить серийное производство в силу определенных причин пока не удалось. Мы выпускаем несколько единиц в год, хотя могли бы значительно больше.

Но мы не «закисаем». Еще в 2013 году начали работать над новым аппаратом. Мы запланировали создать модель в «угле», то есть в углепластике. И добились своего. Появилась модель АС-4-У. Поменяли профиль крыла с более низкой на него нагрузкой. Модель хороша и тем, что при наличии маломощного двигателя не требует самолета-буксировщика. И очень проста в управлении. Эти планеры приняли участие в прошлогоднем чемпионате мира. Российские сборники впервые после распада СССР полностью летали на планерах отечественного производства.

Больших результатов наши не добились ввиду того, что освоение модели проходило как раз в условиях чемпионата, фактически без тренировок. То есть, собрали машины позавчера, а сегодня уже чемпионат. Но было общепризнанно, что по соотношению «цена-качество» равных этому аппарату нет. Его стоимость составляет порядка 25 тысяч евро, в то время как зарубежные аналоги раза в два выше.

Планер


—  Что же Вас подвигло взяться за производство планеров?

—  Это был порыв души. Полет на планере дает неописуемые ощущения, являясь своеобразным поединком со стихией и самим собой. К тому же считаю производство планеров делом важнейшим не только со спортивной составляющей. Это нужно и для подготовки линейных пилотов.

У нас с некоторых пор планерная подготовка пилотов стала необязательной. И зря. Пилоты ведущих авиакомпаний минимум раз в год ее проходят. Это прививает хорошие навыки. На планере, в отличие от самолета, нет возможности ухода на второй круг. Необходимо подбирать глиссаду и рассчитывать посадочный режим так, чтобы сесть с первого раза. В России был случай, когда во время полета на Ту-154 произошла полная потеря электропитания, приведшая к отключению бортовых навигационных систем. И именно планерная подготовка помогла пилоту посадить самолет. Жизни членов экипажа и пассажиров были сохранены.

—  Николай Александрович, а что можно сказать о перспективах развития производства в Пензе?

— К более массовому производству мы готовы. Коллектив наш хоть и небольшой, в пределах двух десятков человек, но слаженный. И по-прежнему в строю такой авторитет, как Владимир Егорович Федоров, выполняющий в «Авиастроителе» функции главного конструктора.

Развитие во многом будет зависеть от зарубежных заказов. Единичные заказы на последние разработки есть. Над расширением их объемов наши представители в Европе сейчас работают. Весной запланировано участие в одной из международных выставок.

К сожалению, российский рынок сбыта слаб. Если, скажем, в Польше зарегистрировано порядка полутора десятков тысяч планеристов, то у нас по стране, дай Бог, если наберется сотни три. Впрочем, стоит заметить, что в последнее время отмечается хоть и мизерная, но все же положительная динамика.

Фото: из личного архива Н.Тугушева. Автор:А.Кононов




Похожие статьи