Насколько Пензе обходятся троллейбусы


В апреле и мае завершается срок муниципальных договоров, заключенных в Пензе на выполнение работ по пассажирским перевозкам. Похоже, что при этом троллейбусные перевозки горожан все же будут осуществляться и впоследствии. Только вот единого мнения относительно условий для этого в Пензе не существует.
Работа электротранспорта должна быть прибыльной. Так полагает председатель контрольно-счетной палаты города Елизавета Кошель. В своем докладе на последней сессии пензенской городской думы она озвучила цифры, означающие объем средств, направленных на эти цели в прошлом и позапрошлом годах, а также запланированные на год текущий. В каждом случае затраты составляют немногим более ста миллионов рублей при тенденции к некоторому снижению — 122, 111 и 107 миллионов соответственно.
При этом, как поведала Елизавета Дмитриевна, муниципальный контракт с ООО «Городской электрический транспорт» был заключен с нарушением его первоначальной цены. Сие она пояснила использованием тарифного метода с затратным, в то время как должен применяться только тарифный. А при существующих объемах перевозок по методике, утвержденной Минтрансом РФ, на год из бюджета требуется, страшно сказать, более чем полмиллиарда.
Руководитель контрольно-счетной палаты недоумевает по поводу того, что городской бюджет должен производить огромную компенсацию затрат на троллейбусные перевозки. И при всей экологичности данного вида транспорта в городе он не должен сохраняться ценой подобных затрат.
Одним из основных итогов, которые Елизавета Кошель сделала на основе анализа ситуации, заключается в следующем — управление транспорта и связи города Пензы не в состоянии заниматься решением подобной проблемы. Попутно она задалась вопросом, насколько ведомство выполняет свои полномочия в соответствии с городским уставом.
В качестве одного из аргументов Елизавета Дмитриевна указала на то, что в ответ на предложение по проведению оптимизации маршрутной сети из управления последовал ответ о необходимости предварительного анализа транспортной схемы, изучения пассажиропотока, дабы учесть интересы как пассажиров, так и перевозчиков. Любопытно, разве не так давно подобные исследования не проводились? Казалось, что были. Если нет, то извините...
Начальник городского управления транспорта и связи Юлия Еремина нашла контраргумент против выпада в свой адрес. Разногласия с главным контролером-счетоводом Пензы она объяснила различным подходом к методу по которому должны быть установлены тарифы. Действительно, в городе установлены тарифные перевозки.
Но услуга заказывается не исходя из количества пассажиров, а по километражу. При этом она также сослалась на методику, утвержденную тем же Минтрансом. И в соответствии с этим действия управления по применению этой методики обсуждаться не должны.
Со слов Юлии Евгеньевны выходит так, что, действительно, потребность в бюджетных вливаниях на более чем полумиллиардную сумму имеется. Но предельно дефицитном бюджете эта сумма для решения подобного вопроса выглядит фактически нереальной. И посему свой ответ руководителю контрольно-счетной палаты «главная по транспорту» завершила предельно надрывно:
«Да, я иду на это нарушение, обосновывая сумму на четыреста миллионов меньше. Да, я подставляюсь под штрафы из своего кармана».
Чего же в плане троллейбусных перевозок пензенцам стоит ожидать в ближайшее время? Предложенного Елизаветой Кошель «каким-то образом» увеличения объема перевозок с принятием мер, позволяющих в дальнейшем обеспечить прибыльную работу электротранспорта?
Стоит учесть, что Пенза не первый уже год как лишилась множества троллейбусных маршрутов, в ряд микрорайонов на данном виде транспорта добраться невозможно. К тому же троллейбусы явно уступают автобусам и маршруткам по длительности интервалов движения и скорости. И поэтому не приходится удивляться тому, что троллейбусы курсируют по городу полупустыми даже в часы пик.
Так что если пассажиры, пользующиеся услугами общественного, и любят их где-то в глубине души, в массовом порядке на них пересаживаться вряд ли готовы. А возможное двукратное увеличение тарифа исходя из фактического объема перевозок, может отбить и последних желающих.
Не стоит ожидать и полной ликвидации троллейбусных маршрутов. По крайней мере, если исходить из позиции, которую озвучил глава города Николай Тактаров.
А она заключается в том, что лишить Пензу электротранспорта ни у кого рука не поднимется, и поэтому частично компенсировать затраты город будет вынужден. Другое дело, насколько частично.