Малая авиация в Пензенском регионе: состояние и перспективы
Журналист
Журналист
Михаил Чернецов

В предыдущей публикации мы рассмотрели вопрос доступности авиатехники для современного россиянина. Сегодня мы поговорим о фактическом состоянии малой авиации в Пензенской области, о факторах, которые мешают или, напротив, способствуют развитию малой авиации в России и Пензенской области. Нашим собеседником стал директор Пензенского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ Александр Васильевич Васнев.



— Пензенский аэроклуб известен населению, в первую очередь, возможностью прыжков с парашютом. Среди других услуг — полёт на планере или самолёте, а также обучение пилотов-любителей. Насколько востребована эта услуга?

— Работа ведётся постоянно, но количество курсантов невелико. За год учебный курс на планерах и самолётах проходят 1-2 человека. Среди них есть как жители нашей области, так и представители других регионов: к нам приезжали даже с Дальнего Востока. Основной контингент обучающихся — состоятельные люди, предприниматели, в возрасте от 35 лет. Обучение — само по себе удовольствие не из дешёвых.

Для получения лицензии необходим налёт в 42 часа, это не менее четырёхсот тысяч рублей, плюс непосредственно получение лицензии — ещё около ста тысяч. Но мало кто станет обучаться только ради обучения, а затраты на приобретение и содержание своего летательного аппарата ещё более значительны, поэтому количество людей, которые могут себе это позволить сравнительно невелико.

— Ограничиваются ли сложности финансовым вопросом? Возможно ли пройти весь цикл подготовки, от прохождения медицинской комиссии до получения свидетельства пилота, не выезжая из Пензы?

— Пензенский аэроклуб имеет лицензию на обучение, однако выдавать свидетельства уполномочены органы Росавиации, куда мы направляем данные о прохождении претендентом учебного курса, часах налёта, поэтому в Пензе это сделать невозможно. Процедура получения будет проходить, в любом случае, в других городах, например, Москве или Самаре.

Также вопрос стоит с медицинской комиссией. Для прохождения обучения достаточно заключения минимального числа специалистов, но получение свидетельства пилота потребует пройти ВЛЭК – врачебно-лётную экспертная комиссию. Получить заключение врачей-специалистов можно по месту жительства. Но вот саму ВЛЭК можно пройти только в учреждениях, имеющих специальное разрешение, — их число не превышает нескольких десятков на всю Россию. Так, жителю Пензы для прохождения медкомиссии придётся отправиться в Воронеж или Казань. Срок же прохождения комиссии может составить один день, а может растянуться и на пару недель.

— Тем не менее, в Пензе есть частная авиация. Насколько она распространена? Используется ли она исключительно для отдыха или участвует в бизнесе?

— Сегодня на аэродроме ДОСААФ в Сосновке базируются четыре частных самолёта. Владельцы могут пользоваться инфраструктурой аэродрома, для стоянки самолётов оборудованы ангары. Насколько мне известно, использование авиатехники в хозяйственных целях минимально. В собственности одного из наших клиентов был самолёт модели «Бекас», оборудованный опылителем, однако впоследствии он был продан.

Поэтому сейчас, действительно, отдых — основная цель приобретения и использования малой авиации в нашем регионе. С этой точки зрения особенно актуальным представляется приобретение гидросамолётов, имеющих возможность взлетать и приземляться на водной поверхности. Так, например, пензенскими пилотами-любителями осуществлялись перелёты в Карелию — северные озёра дают прекрасную возможность для приземления.

— В таком случае, используется ли в хозяйственных целях авиатехника, находящаяся в собственности аэроклуба? Насколько это оправдано экономически?

— Да. Например, АН-2 привлекается иногда к сельскохозяйственным работам. Цены варьируют в зависимости от сложности работ и соответственных норм потребления топлива, в среднем же составляют порядка 250 рублей за гектар обработанной территории. Тем не менее, главной статьёй дохода остаётся наша деятельность «развлекательного» характера: полёты желающих на планерах и самолётах и прыжки с парашютом.

Надо признать, что в связи со сложной экономической ситуацией в стране спрос на такого рода услуги предсказуемо снижается. Например, если в 2015 прыжки совершили около тысячи «перворазников», то в сезоне-2016 их число сократилось до шестисот человек.

— А сколько клиентов постоянных? Ведётся ли какая-то популяризаторская работа в этой сфере?

— Разумеется, в Пензе есть определённое количество систематически занимающихся в нашей сфере спортсменов, но их число едва превышает 20 человек. Мы, по возможности, стараемся вести работу с молодёжью. Были открыты теоретические курсы по парашютной подготовке и первоначальной лётной подготовке на планере в Пензенском многопрофильном колледже и подростковом клубе «Альтаир». Стараемся предоставить молодым людям возможность опробовать свои навыки на практике, совершив прыжок за счёт клуба.

Вместе с платными группами отправляем, по возможности, двое-трое наших курсантов, таким образом, за сезон у ребят появляется возможность совершить 1-2 бесплатных прыжка. Но вопрос систематических занятий снова упирается в финансовые возможности родителей, без практики подростки теряют интерес, и в течение курса от группы в несколько десятков человек остаётся только несколько ребят, действительно увлекшихся авиаспортом.

— Получается, что малая авиация на сегодняшний день держится в основном на энтузиазме отдельных людей? Не грозит ли это потерей школы — школы в широком смысле?

— К сожалению, такие опасения имеют место. В силу того, что спрос пока невелик, обучение летному ремеслу не приносит большого дохода. На территории бывших советских республик инструкторами в основном работают бывшие военные и гражданские пилоты — люди, искренне любящие свою работу. Привлекать в эту сферу молодых специалистов затруднительно, так, возраст пензенских инструкторов составляет от 45 до 64 лет.

— В то же время, малая авиация активно развивается в Европе, в том числе, и в Восточной. Так, в странах Прибалтики гораздо более развита инфраструктура. В одной только Литве, лишь в полтора раза превышающей по площади Пензенскую область и несильно отличающуюся уровнем дохода, функционируют десятки авиашкол, а вся страна покрыта взлётно-посадочными полосами...

— Надо понимать, что техническая инфраструктура в этом регионе изначальна была более развита, взлётно-посадочные полосы оборудовались рядом с государственной границей СССР. Но прибалты, действительно, более бережно отнеслись к наследию советского времени, несмотря на трудности постсоветской эпохи. Остаётся гадать, почему так получилось, видимо, сыграл свою роль более прагматичный, более европейский менталитет.

Несмотря на исчерпывающие ответы, на этом мы не заканчиваем тему малой авиации Пензенского региона. Продолжение следует.

Источник фото: http://www.ec-arctic.ru/

Похожие статьи