Инновационные платежные решения для транспорта 2017



На специализированной конференции, посвященной развитию платежных решений в различных предметных областях, в том числе: образовательных учреждениях, в общественном транспорте, на парковках и платных дорогах. Всего на конференции было четыре полуторачасовых сессии, в рамках каждой из которых было озвучено 2-4 доклада, объединенных общей темой, от крупных игроков рынка, после чего следовало обсуждение с залом.
На первой сессии «Инновационные технологии и платежные решения для транспорта» основной идея всех спикеров была — пора все менять. Открывал сессию и конференцию в целом доклад «Искусственный интеллект на транспорте — ожидания пассажиров» от представителя сервиса «Яндекс. Деньги».
Основная идея докладчика — текущий уровень сервиса общественного транспорта не отвечает современным требованиям клиентов. В пример был приведен сервис «Яндекс Транспорт», который благодаря новому подходу сумел собрать более трех с половиной миллионов пользователей за достаточно короткое время, причем около 40% пользователей готовы регистрироваться. Кроме того, несмотря на то, что количество платежей с мобильных устройств последние годы неуклонно растет, до сих пор нет ни одного сервиса, который бы предоставлял полный цикл услуг, связанный с общественным транспортом: от просмотра местоположения машин на маршруте до покупки билета. Подытожен был доклад мыслью, что создать такую систему необходимо и важно объединить в рамках нее все существующие и работающие инновационные способы оплаты проезда, а не изобретать очередной велосипед.
Такой централизованный подход и создание подобие ГИС ГМП определенно потребует оператора системы, спикер не сказал прямым текстом, но прозрачно намекнул, что Яндекс с задачей справится.
Продолжил сессию доклад о создании системы учета наличных платежей при оплате проезда. В роли рассказчика выступил представитель оператора вышеназванной системы в Екатеринбурге, где запущен единый проект для всех видов общественного транспорта. В основном речь была о проблемах внедрения, в числе которых: сопротивление перевозчиков, несмотря на то, что их зафиксированные доходы выросли на 15-30 процентов по сравнению с предыдущим периодом. Тут напрашивается риторический вопрос, почему компании недовольны ростом дохода?
Следующий доклад был от представителя аналитического центра при Правительстве РФ.Рассказывая о концепции создания нового поколения транспортных платежных систем, спикер высказал ряд интересных мыслей, что зачастую для муниципальных бюджетов дешевле сделать проезд вообще бесплатным, так как в Москве на установку оборудования было потрачено почти шесть с половиной миллиардов рублей. И это не считая обслуживания. Текущие бизнес-модели не работают, а вес систем учета в общей стоимости билета зачастую переваливает за 10%, а цели и средства их достижения муниципалитетов граничат с шизофренией: надо пересадить людей на общественный транспорт и при этом повысить цену проезда. Надо оптимизировать то, что важно для клиента. А заложниками текущей ситуации становятся те, чьи нужды и надо удовлетворять — пассажиры.
Об NFC решениях на примере транспортной системы в Нижнем Новгороде рассказал представитель компании Новакард. Кроме учета наличных средств, на которых «теряется», как уже отмечено выше до 30% доходов, важно жестко учитывать и проезд льготников, на которых исчезает чуть меньше, но также значительно (до 15%). Кроме того в качестве препятствия к внедрению оплаты со счета мобильного телефона была отмечена определенная жадность операторов сотовой связи, которые готовы начать разговаривать только при комиссии около 10%.
Доклад «Банковская карта против транспортной карты» освещал преимущества оплаты с использованием бесконтактных дебетовых и кредитных карт, а невысокую скорость внедрения технологии в РФ списывал на невысокую финансовую и компьютерную грамотность населения. Согласно исследованию 20% населения вообще не готовы к безналичным платежам.
Вторая сессия «Развитие агентской сети продажи и пополнения билетов» пыталась ответить на вопросы ,какие каналы распространения транспортных карт использовать, чтобы снизить издержки, а соответственно и стоимость для конечного потребителя.
Представитель Московского кредитного банка в своем докладе уверял, что платежные терминалы не сказали своего последнего слова, несмотря на развитие мобильных приложений. А генеральный директор компании PayIQ из Финляндии рассказывал о решении своей компании, которая автоматизировала перевозки почти во всей стране. Его доклад показал, что Россия достаточно сильно отстает от Европейских стран в вопросе автоматизации транспорта, со скидкой на то, что население Финляндии сравнимо с населением Санкт-Петербурга. Да и отрыв далеко не безнадежный, достаточно политической воли и разумных инвестиций.
На сессии «Привлечение клиентов и продвижение платежных сервисов» рассматривались вопросы запуска программ лояльности, использования транспортных карт для оплаты других товаров и услуг, а также использование различных носителей для удобства клиентов. На последний вопрос достаточно развернуто ответили представители компании ISBC, которые показали средства оплаты в виде «умных» часов, силиконовых браслетов с бесконтактным чипом и брелоков.
Закрывал тематический блок спикер от НАФИ — многопрофильного аналитического центра, который презентовал результаты масштабного исследования по предпочтениям видов оплаты населением. Результаты, надо сказать, достаточно разочаровывающие: проникновение безналичной оплаты с трудом преодолело 30 процентов по стране в целом, а Приволжский Федеральный округ вместе с дальним востоком и северным Кавказом и вовсе едва превысил отметку в 20%. Среди недостатков современных видов платежей респонденты часто называли страх перед мошенниками, а среди достоинств наличной оплаты — привычку.

Последняя секция несколько отошла от вопросов транспортной карты и была посвящена вопросам организации платных парковочных пространств и платных же дорог, так сказать: как собирать деньги за то, что автомобиль гражданина стоит и как за то, что едет. Причем, если «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» больше напирал на социальный эффект: отсутствие паразитного трафика, повышение доступности парковочных мест для жителей и туристов, значительные льготы для ветеранов, инвалидов и многодетных семей и тд., то организаторы платных дорог про социальный эффект тактично умолчали.
В целом, конференция затронула достаточно большое количество острых вопросов, в основном связанных с тем, что надо менять идеологию. Общественный транспорт должен быть для клиента, а не наоборот, только далеко не всегда муниципалитеты и организаторы междугородних перевозок это понимают. И как обычно, «усушка» выручки в каждом звене цепи. Кроме того, у редакции появились мысли для крайне интересных материалов, которые наши читатели смогут увидеть уже в ближайшее время.