«И всё же у меня есть мечта…»
Журналист
Журналист
На прошлой неделе на нашем портале вышел материал «Электронные услуги по-пензенски: вся правда о рейтингах», заканчивающийся между прочим на весьма оптимистичной ноте. Мы говорили о том, что в последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. И как подтверждение нашего тезиса в качестве продолжения статьи публикуем материал известного пензенского чиновника.

Алексей Костин

«Автоматизируя хаос, можно лишь получить
автоматизированный хаос».

Неизвестный автоматизатор



За последние несколько лет тема «Электронного Правительства» несколько формализовалась в административных регламентах госуслуг, форматах межведомственного электронного взаимодействия и VPN-каналах. Однако задачу радикального повышения эффективности работы государственного аппарата никто не отменял и сейчас уже всем становится понятно, что традиционные экстенсивные методы близки к исчерпанию своего потенциала. Особенно это заметно, например, на услугах по выдаче разрешений, связанных со строительством. Так, в настоящее время львиная доля времени оформления разрешения приходится на почтовую пересылку запросов и ответов между органом местного самоуправления и иными организациями, принимающими участие в подготовке разрешительной документации.

Очевидно, что без перехода на полноценное электронное взаимодействие между участниками процесса, ни о каком дальнейшем сокращении сроков оформления разрешения не может быть и речи. Без перехода на полноценное электронное взаимодействие мы не можем отказаться, например, от запроса у гражданина справок в бумажном виде о зарплате при оформлении социальных пособий или справки об отсутствии судимости при оформлении охотничьего билета.

Именно необходимость сбора, бессмысленных с точки зрения гражданина, бумажек, необходимость куда-то идти, а потом ещё долго ждать оформления госуслуги вызывает у гражданина закономерное возмущение при взаимодействии с государством и, фактически, ставит крест на формировании партнёрских отношений между государством и обществом, без чего невозможно построение общества всеобщего благоденствия.

Именно обсуждению этих принципиальных для дальнейшего развития нашего общества, роли ИТ в ускорении регионального экономического роста был посвящён ИТ-форум, прошедший в г Миасс Челябинской области. Общий настрой участников форума ёмко отражен в заголовке статьи, навеянный известным выступлением одного общественного деятеля.

 Вкратце, итоги дискуссии можно изложить в виде нижеприведенных пунктов, общую канву которых определил в своём «широко известном в узких кругах» посте Министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев:

1. Современные госуслуги можно рассматривать как квинтэссенцию бизнес-процессов государства;

2. ИТ-блок регионального Правительства трансформируется в блок управления изменениями, в том числе за счёт перенастройки управленческих процессов с целью достижения поставленной задачи;

3. Переход на матричную структуру управления в системе органов государственной власти, снижение роли традиционных отраслевых министерств. Передача ключевых решений на уровень межотраслевых проектных офисов;

4. Снижение традиционной «разрешительной» роли чиновников и передача всё бОльших технологических полномочий информационной системе;

5. Государство становится владельцем огромного массива данных и, опираясь на них, начинает занимать все более проактивную позицию по отношению к гражданину. Отслеживая его жизненные ситуации государство автоматически само предлагает ему соответствующие услуги, предварительно собрав всю необходимую информацию. Теперь получение таких документов как свидетельство на рождение ребёнка или оформление пособия на рождение ребенка превратятся из малоприятного квеста просто в уведомление гражданина, дескать заберите свидетельство в МФЦ, а денежное пособие придёт на карточку автоматически без заявлений и пр.;

6. Минимизация количества документов, находящихся на руках у гражданина. Все решения органов власти становятся лишь записями в реестре, к которым всегда можно обратиться через портал Госуслуг;

7. МФЦ окончательно станут единственным местом, где человек решает все свои вопросы с государством. Но МФЦ также возьмёт на себя и иные сопутствующие услуги: оформление страховки, помощь в открытии бизнеса, открытии банковского счёта и т.п.;

8. С учётом вышеизложенного, непосредственно в ведомствах останется небольшое число сверхкомпетентных чиновников, определяющих контуры развития информационной системы и занимающихся оптимизацией бизнес-процессов.



Но главной задачей форума было, конечно, не приятные мечтания о далеком цифровом будущем, а куда более прозаичное обсуждение эффективных направлений использования федеральной субсидии Минкомсвязи. В этом году Пензенская область в числе 25 регионов стала получателем данной федеральной поддержки. В конечном итоге субсидия направлена на интенсификацию процесса перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид и достижение показателей, определенных Указом Президента N 601 от 12.05.2012.

Бурная дискуссия развернулась между двумя принципиально разным подходами к расходованию субсидии: либо потратить эти средства на дальнейшее повышение функциональности региональных порталов госуслуг, либо потратить их на рекламу госуслуг в электронном виде.


Суммируя итоги челябинской  дискуссии, можно сказать, что с учетом текущего состояния большинства региональных порталов, а также планируемой Минкомсвязи мощной кампании в федеральных СМИ, участники форума склонились с необходимости сконцентрироваться в этом году на повышении удобства интерфейса и функциональности региональных порталов госуслуг.

Обсуждая конкретные направления доработки портала, участники форума пришли к выводу, что наиболее перспективными на этот год могли бы стать следующие работы:

a. Интеграция с  ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации на портале Госуслуг) региональных электронных дневников/журналов;

b. Интеграция с ЕСИА распространённых региональных электронных сервисов. В нашей области таким сервисом могла бы стать “школьная карта”, используемая для оплаты питания в школах г. Пензы;

c. Разработка мобильного приложения для записи на прием к врачу с идентификацией через ЕСИА;

d. Запись в школу;

e. Обеспечение возможности получения социальных пособий полностью в электронном виде без предоставления каких-либо бумажных документов.

Определяя контуры нашей работы на ближайшие годы, я могу с уверенностью говорить, что большинство поставленных временем задач и вызовов будут нами реализованы. И для этого есть все объективные предпосылки. И в первую очередь это ясно выраженная воля Губернатора Пензенской области Ивана Александровича Белозерцева на последовательное развитие публичных сервисов в электронной форме. 

Источник фото: фото автора

Похожие статьи