Электронные услуги по-пензенски: вся правда о рейтингах
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Проект перевода государственных услуг в электронный вид (или, как его еще называют, «электронное правительство») реализуется в России с 2008 года. У его истоков стоял Дмитрий Медведев, занимающий в то время пост Президента России. Известный любитель гаджетов и приверженец новых технологий дал старт проекту в первый же год своего президентства.



Даешь 70-процентный охват к 2018 году!


Основное назначение портала «Госуслуги» — обеспечение возможности дистанционного оказания услуг гражданам и организациям органами власти всех уровней; сокращение времени получения услуг; обеспечение прозрачности хода их оказания; исключение требования представления излишних справок при подаче заявлений на их оказание и т.д.

Главное же, о чем не раз говорил Дмитрий Медведев, — дистанционная работа с чиновниками посредством электронного документооборота должна полностью исключить коррупцию. Нет личного контакта — нет повода для дачи взятки. А борьба с коррупцией в нашей стране — в числе приоритетных задач.

Перспективы перевода государственных услуг в электронный вид в 2008 году оценивались очень высоко. Планировалось, что к 2018 году до 90 процентов граждан нашей страны будут получать услуги в электронном виде. Правда, несколькими годами позже сам Дмитрий Анатольевич в одном из интервью снизил эту планку до 70 процентов.
Проект «Госуслуги», безусловно, нужный и полезный. Кто изначально смог разобраться в довольно непростом алгоритме заполнения заявки для получения услуг, тот уже за справкой в кабинет чиновника не пойдет, а будет продолжать пользоваться порталом.

Борьба за игрушечные показатели


Однако, по данным Правительства РФ, в конце 2016 года лишь 40 процентов россиян активно пользовались данным сервисом. И это, не смотря на то, что проект на то время действовал уже 8 лет. Так что темпы перевода государственных услуг в электронный вид трудно назвать оптимальными. Проект остается, по сути, нереализованным. Вряд ли за оставшийся год удастся наверстать упущенное и достичь «покрытия» электронными услугами тех самых 70 процентов россиян.

Электронные услуги, тем не менее, остаются одной из любимых «игрушек» Дмитрия Медведева. Он не устает ими заниматься, постоянно напоминая об их значимости на заседаниях президиума совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию, смело критикуя свое же, по идее, детище. Как человек, убежденный в том, что информационные технологии должны служить для улучшения качества жизни населения, Медведев периодически грозит пальчиком техническому оператору портала Госуслуг, коим является компания «Ростелеком», а также Министерству связи и массовых коммуникаций, которое отвечает за сайт с юридической точки зрения, призывая их «довести» систему до максимального уровня удобства. И «доведение» продолжается. Скоро уж 10 лет как.

 Для игрушечного проекта и рейтинги делаются игрушечные. Регионам «сверху» спускаются показатели, которых можно достичь, практически ничего не делая. Например, устанавливается требование — довести за год количество предоставляемых в электронном виде услуг до такого-то значения. Пожалуйста, все готово! Не сложно на региональном портале «вбить» таких услуг хоть двести, хоть триста. Другой вопрос — востребованы ли они населением? Но такая задача не ставилась. Чем больше электронных услуг указал на портале — тем выше поднялся в рейтинге.

Симулякр вместо работоспособной машины


В регионах ситуацию, разумеется, понимают. И, в основном, занимаются тем, что «валяют Ваньку» — кто во что горазд. Правда, надо отдать должное части регионов. Процентов 20 из них реально что-то делают, остальные 80 процентов — довольно-таки успешно сооружают симулякры, подгоняя показатели по электронным услугам под меняющиеся год от года требования и — что главное — под методики составления игрушечных рейтингов.

На фоне всеобщей игры в переход на госуслуги в электронном виде, в первую очередь, нас интересует наш регион. Как там поживает Пензенская область? Да никак! По данным за 2016 год, наша область эмигрировала из аутсайдеров первого списка регионов, отсортированных по качеству оказания электронных услуг, в лидеры второго списка. И это вовсе не тот случай, когда лидером быть хорошо.

А недавний рейтинг качества предоставления электронных услуг регионами, опубликованный Министерством экономического развития РФ, отбросил нас аж на 74 место! Потому как критерии оценки опять поменялись, и мы не попали в «струю».

На наш взгляд, одна из главных причин столь стремительного падения — ликвидация регионального управления информатизации как самостоятельного подразделения, и его включение в качестве структурной единицы в состав министерства промышленности, не отличающегося в последнее время внятной работой, о чем мы неоднократно писали. Приведем лишь один пример. В прошлом году контракт на оказание услуг по технической поддержке и модернизации региональной инфраструктуры электронного правительства был составлен таким образом, что пензенские разработчики даже не стали участвовать в конкурсе, посчитав, что соблюсти все нюансы технического задания — нереально.

Но как говорится свято место пусто не бывает, а принципиальных у нас обычно наказывают. Минпром оперативно нашел исполнителя за пределами региона, а сам контракт получил как говорится "новое прочтение", так например, одно из приложений к государственному контракту было быстренько закреплено дополнительным соглашением сторон, по которому формулировку «Акт о вводе в промышленную эксплуатацию» заменили формулировкой «Акт о готовности ввода в промышленную эксплуатацию». То есть, это дополнительное соглашение к контракту позволяло подрядчику сдать заказчику не реальную рабочую систему, а тестовую симуляцию («готовность ввода», а не «ввод»), причем, без уменьшения цены контракта. А по работе это, как ни говори "две очень большие разницы".



Кстати, вывод региональных услуг на федеральный портал, предусмотренный контрактом, подрядчиком вообще не делался.

 Как рассказал один из пензенских разработчиков, «мы даже предположить не могли, что значительную часть работы прописанной в контракте, можно было попросту не делать, а часть заменить тестовыми симуляциями, поэтому и оказались реально в дураках». Отметим, что вопросами безопасности системы Минпром, также не занимался, зачем симулякрам безопасность? Так в результате одной из уязвимостей регионального портала госуслуг, обнаруженных региональными айтишниками любой желающий мог посмотреть личную информацию, вводимую другими пользователями. Сейчас эта уязвимость закрыта.

Шансы есть


Но не будем злоупотреблять вниманием читателей, и углубляться в проблему еще дальше. Перейдем к хорошему. На самом деле, все не так уж и запущено. По крайней мере, в нашем регионе подвижки есть.

В этом году благодаря инициативам губернатора Ивана Белозерцева и правительства Пензенской области ситуация начала меняться в лучшую сторону. Управление информатизации восстановлено в полном объеме как самостоятельное ведомство. Его руководителем назначен Алексей Костин — человек, вызывающий доверие у значительной части представителей IT-отрасли. Идет масштабная ревизия задач с целью приведения электронного правительства в действительно полезный для граждан области механизм, а не только симулякр для отчета перед Дмитрием Медведевым, который продолжает курировать проект.

Для достижения этих целей в рамках Проектного офиса областного правительства создана рабочая группа, деятельность которой находится под ежедневным личным контролем со стороны первого заместителя председателя правительства Андрея Кулинцева.

Так что будем ждать существенного прогресса в столь важном для нас деле, как электронное правительство. Хочется верить, что время игрушек закончилось. Людям нужна удобная, работоспособная и надежная система.

Похожие статьи