Электронные госуслуги для россиян: вторая попытка
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова
Светлана Филиппова

Недавно стало известно, что в следующем году при использовании Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru россияне смогут оплачивать пошлины за получение федеральных услуг со скидкой. Треть органов исполнительной власти получит право снижать размер платежей на 30%. Поправки в Налоговый кодекс уже одобрены Госдумой РФ. В связи с этим появляется надежда на то, что сервис получит вторую попытку прочно укорениться в жизнь каждого российского гражданина. Сможет ли данное новшество кардинальным образом изменить сложившуюся ситуацию, и как обстоит дело с региональными услугами? Этим вопросам мы посвящаем цикл статей на нашем портале.



Ожидается, что с нововведением более выгодными станут такие популярные у населения услуги, как оформление загранпаспорта или постановка автомобиля на учет. А стоимость госуслуг будет снижена не только для физических, но и для юридических лиц.

Обратимся немного к истории. Задача перехода на предоставление уже в 2010 году государственных услуг в электронном виде была озвучена в 2006 году президентом Владимиром Путиным, а затем в 2008 году нашла свое продолжение в одобренной правительством Концепции формирования «электронного правительства». В декабре 2009 года заработал Единый портал госуслуг. На который возлагались большие надежды. Однако даже через пять лет после одобрения концепции в основной массе они не оправдались.

На заседании, состоявшемся 19 сентября 2013 года, обсуждались вопросы повышения доступности и качества электронных госуслуг. Тогда министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров говорил буквально следующее: (Цитата по http://government.ru/):

«К 2018 году в нашей стране 70% населения (это показатель, обозначенный соответствующим указом Президента) должны получать госуслуги в электронном виде, при этом 90% граждан должны быть удовлетворены качеством предоставления госуслуг. В настоящее время, если посчитать пользователей единого портала госуслуг, региональных порталов, ведомственных порталов, то мы в целом констатируем, что сегодня примерно 25% населения используют подходы к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде».

С момента выступления министра прошло три года, однако кардинальным образом ситуация не поменялась. Следует отметить, однако, тот факт, что там, где бизнес увидел свое место в этом процессе, все моментально заработало как швейцарские часы. Как пример можно привести сервисы по оплате штрафов за нарушение ПДД. Тут, как говорится, выбирай на вкус: Яндекс, «Сбербанк»…. И как то это все обошлось без затрат государства?

Сможем ли мы достичь столь амбициозных показателей, о которых говорил министр три года назад? Думается, что если в целом картина останется прежней, то нет. И никакие скидки в тридцать процентов кардинальным образом ситуацию не изменят. И на это существует ряд серьезных причин. В следующих материалах мы остановимся подробно на каждой из них, а пока лишь обозначим.

Причина 1. Неправильное целеполагание

В начале идеологи процесса на федеральном уровне ставили целью представить на портале как можно больше услуг для населения, соответственно эти же задачи транслировались и на региональный уровень. Это одна из причин, почему проект до сих пор не получил серьезной поддержки у граждан. Погнавшись как всегда за количественными показателями, никто не озаботился их реинжинирингом и приспособлением под оказание услуг в именно в электронном виде.

Получить услугу на портале сегодня тот еще «вынос мозга», процесс абсолютно непосильный не для вундеркиндов. Здесь опять же следует сказать, что на федеральном уровне, не сразу, но ситуацию поняли и отрабатывают. Мы с вами сегодня имеем очень прилично работающие услуги https://www.gosuslugi.ru/ на федеральном портале по выдаче паспортов, услуги ГИБДД и ряд других услуг. Но, как у нас говорят, все умные люди уехали в Москву, а те которые еще умнее, вообще, прости Господи за границу. В регионах ситуация до сих пор не меняется. Спрашивают за количество, совершенно не заботясь о качестве. Нас с вами конечно интересует Пензенская область, по этому приведу немного показательной статистики по нашему региону:

Количество предоставленных услуг по Пензенской области


9.jpg33.jpg00.jpg
99999.png87787888.png

Министерство экономики области, ответственное за регламенты оказания услуг, за три года совершенно ничего не сделало для того, чтобы эти регламенты соответствовали тому, когда процесс получения услуги в электронном виде перестал быть абсолютно непроходимым квестом. Другими словами, в ситуации ограниченных ресурсов не нужно двести с лишним услуг, которые не востребованы жителями и сложны в исполнении. Нужно двадцать, но работающих. И они будут нужны живым людям. Постепенно количество услуг можно увеличивать. Но от количества к качеству следует уйти. Как тут не вспомнить народную притчу про семь шапок из одной шкурки.

Итог: необходимо провести реинжиниринг услуг, представленных на портале. И тогда электронные госуслуги станут серьезным конкурентом МФЦ, давая возможность гражданину получить услугу, вообще не выходя из дома.

Причина 2. Серьезная конкуренция МФЦ

Последние несколько лет работа МФЦ, по крайней мере, в нашем регионе оценивается на высоком уровне. И не только чиновниками, но и рядовыми горожанами, которые выбирают принцип «одного окна», а не ездят за необходимыми услугами по всему городу.

Долгое время МФЦ были отчуждены от принятия решения. Им сначала не доверяли, но сейчас все постепенно входит в нормальное русло. В МФЦ люди начали ходить: здесь удобно получать мелкие услуги, но те, в которых действительно нуждается население. В МФЦ исполняют услуги не по установленному регламенту, а так, как это нужно на практике конкретному гражданину нашей страны. Здесь другое — правильное целеполагание: идут от заказчика (человека), а не от чиновника.
Кроме того, в МФЦ работают люди, «заточенные» под работу с документами. Поэтому тем, кто оформляет необходимые бумаги именно в центрах, как правило, быстро и качественно делают все в одном месте.

Причина 3 Разруха в головах — нежелание самих чиновников что-то менять

Несмотря на все заверения, мол, технологиям везде дорога, некоторые чиновники намеренно тормозят процесс глобальной «электроннизации». Да и все мы догадываемся, отчего конкретному чиновнику выгоднее, чтобы услугу гражданин получал не в электронном виде, а непосредственно в учреждении. Таким образом, именно коррупциногенный фактор на различных уровнях власти можно назвать как одну из причин, препятствующих развитию системы электронных госуслуг.
Естественно, что сегодня и государству и каждому россиянину выгодно получать услугу именно в электронном виде. Это не только экономит время и средства. Но и избавляет от бумажной волокиты. Как правило, каждый современный человек имеет свои документы в оцифрованном виде.

И загрузить их на портал госуслуг при необходимости гораздо проще, чем идти в необходимое ведомство или даже МФЦ. Тем более сегодня при упрощенной регистрации. Однако мы с вами сейчас рассмотрели идеальную ситуацию, когда портал госуслуг избавят от ненужных сервисов. И если государство само не будет решать проблемы граждан, жизнь будет вытеснять его из решения проблем.

 Продолжение следует

Источник фото: http://uv-kurier.ru/


Похожие статьи