Выборы-2016: диспозиция на старте

18 сентября 2016 года – единый день голосования в Российской Федерации, в рамках которого, в числе прочих, пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва.
Атмосфера, предшествующая этому событию, представляет собой зрелище совершенно особое, не встречавшееся ещё в новейшей истории России. Менее чем за три месяца до дня Х на вопрос «за кого будешь голосовать на выборах» большинство отвечает: «А что за выборы, кого выбирают-то?» – а, затем, если тема сама собой сразу же не уйдёт в сторону за безынтересностью, уточняют: «А кто участвует?»
Такой апатии не было ни в далёком 1993 году, ни в знаковом 1999, ни даже в полностью лишённом интриги 2011. Судя по всему, правящая элита подошла вплотную к своей цели, полностью дискредитировав институт федеральных выборов, убив тем самым и интерес к ним и, как следствие, возможность усиления политических конкурентов. А меж тем нынешний выборный марафон мог бы стать достаточно любопытным зрелищем, хотя бы по составу участников.
Исторический экскурс
От раза к разу апеллируя к молодости российской демократии в масштабах истории, правящая элита коренным образом переигрывает избирательное законодательство.
В 1993 году избиралась не только Дума, но и Совет Федерации (ныне он формируется представителями законодательной и исполнительной власти регионов). Тогда избиратель устроил настоящий разгул демократии, отправив в нижнюю палату парламента представителей аж восемь избирательных объединений – и это только по общефедеральным спискам! Сейчас такое кажется немыслимым: для сравнения, в 2011 году в выборах участвовало всего семь партий.
Первая «экспериментальная» Дума действовала всего два года. В 1995 году аттракцион невиданной предвыборной щедрости устроила уже сама власть, допустив к участию более четырёх десятков списков, среди которых были не только партии, но и всевозможные блоки, общественные движения и объединения. В избирательном бюллетене можно было встретить экзотические «Блок Джуны», «дело Петра Первого» и «Союз работников ЖКХ», загадочные «89», «Дума-96» и «Поколение Рубежа», а также ставшую притчей во языцех «Партию любителей пива».
Выборы 1999 года были, наверное, самыми интригующими. Над пёстрым составом участников витала фигура никому тогда не известного Председателя Правительства Владимира Путина, а вскоре после старта компании в ряды мастодонтов российской политики вклинилось заявившее о полной лояльности молодому энергичному премьеру движение «МЕДВЕДЬ», ставшее позднее «Единством», а затем – «Единой Россией».
Политтехнологии тогда показали свою мощь: травля Юрия Лужкова телекиллером Сергеем Доренко, поражение коммунистов преподнесённое, как общенациональное достижение – а затем неожиданная рокировка сил, когда о сотрудничестве в рамках работы Думы объявили, казалось бы, непримиримые противники «Отечество – Вся Россия» и «Единство».
В новом тысячелетии выборы с лёгкой руки законодателей стали терять интригу и накал страстей. Были отменены одномандатные округа, повысился проходной барьер, начала использоваться ГАС «Выборы», к участию стали допускаться исключительно политические партии, да и те подвергались всё более и более жёсткой фильтрации. Показательным в этом отношении является статистика количества участников и победителей избирательных кампаний разных лет, приведённая на графике:
Тенденция наглядна и очевидна. Спектр политических сил, претендующих на заветные мандаты, неизменно сокращается. Исключение имело место только в 1995 году… и в 2016.
Правый сектор российской политики
Всем известно, что для участия в выборах партия должна подтвердиться свою актуальность, собрав некоторое количество подписей. Очевидно, что часть партий в таком подтверждении не нуждается и освобождается от обязанности такого сбора. Держится в памяти и тот факт, что нарушения при сборе подписей становились в прошлом препятствием к участию в выборах, что сужало список кандидатов. Освобождение от этой процедуры получали партии, представленные в действующем созыве Государственной думы. На нынешних же выборах такую преференцию получают так же партии, набравшие от 3 процентов голосов на прошлых думских выборах, а так же те, что представлены в законодательном органе хотя бы одного субъекта Федерации.
Таковых партий набралось 14: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко, Патриоты России, Правое дело, ПАРНАС, Гражданская платформа, Коммунисты России, Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС), Родина, Гражданская сила и Зелёные.
Это уже больше, чем в 2011 и даже в 2007 году. До 12 июля количество может увеличиться за счёт собравших нужное количество подписей. Следует так же помнить, что по одномандатным округам могут пройти представители партий, не допущенных к участию партийным спискам.
Но количество не всегда означает качество. Этот факт отечественные политтехнологи знают хорошо, как никто другой. В ситуации, когда некая политическая идея набирает популярность и угрожает правящей элите с её идеологией, электоральные симпатии надо просто «размазать» среди нескольких кандидатов.
Ярчайший пример подобного рода – президентские выборы 1996 года. Среди одиннадцати кандидатов кроме Бориса Ельцина только Григорий Явлинский был представителем демократического фланга политики. Экономический кризис стимулировал рост симпатий к центристским и левым силам, а Чеченская война привела к спросу на лозунги с пронациональным акцентом. И то, и другое предлагал кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов. И тогда Кремль создал альтернативу своему главному конкуренту – популярного в народе генерала Лебедя. Кроме того, на тех же чувствах так или иначе играли радикально настроенный Владимир Жириновский, вновь заговоривший о социал-демократических идеалах экс-президент Советского Союза Михаил Горбачёв, подчёркнуто патриотичный Юрий Власов и альтернативный коммунист Аман Тулеев. В итоге прочно лидировавший в начале кампании Зюганов был вынужден идти со второго места во второй тур (единственный в новой российской истории), где его с небольшим перевесом обошёл действующий Президент.
Вернёмся в наши дни и проанализируем перечень партий-участников по их месте в политическом спектре российской политики.
Левые: Коммунисты России, КПРФ (2 партии).
Центристы и левоцентристы: Справедливая Россия, РППС, Патриоты России (3 партии).
Правые: Гражданская платформа, Гражданская сила, ПАРНАС, Партия Роста, Яблоко (5 партий)
Прочие: ЛДПР, Зелёные, Единая Россия.
(Толстым шрифтом выделены партии-члены действующего созыва Государственной думы).
Как видно, во всех выделенных группах, кроме правых, имеется как минимум одна партия, представленная в федеральном парламенте. В той же группе сконцентрировано наибольшее количество участников избирательной кампании – более третьей части от общего числа. Совпадение это или результат преднамеренных действий правящих кругов – вопрос, выходящий за рамки настоящей статьи. В данный же момент можно только констатировать факт, что именно представителям правого крыла российской партийной системы придётся труднее всех в предстоящей борьбе.
При этом не исключено, что именно обескровленные десятилетием изоляции от власти демократы, тем не менее, до сих пор являются для единоросов и сочувствующих наиболее опасными представителями оппозиции. Поскольку именно они в силу своих убеждений тоньше остальных чувствуют все изъяны и несправедливость не только нынешнего порядка формирования органов власти, но и всей системы общественных отношений. А количество партий, представляющих сие направление, помимо прочего, является ещё и индикатором того, что в обществе по-прежнему имеется спрос на продукт под названием «демократия».
Разумеется, сенсаций в этот выборный сезон ожидать не стоит. Вероятность того, что в Думе появятся новые участники, ничтожно мала. Более того, по данным некоторых опросов, за бортом парламентского корабля рискуют оказаться и думские завсегдатаи из Справедливой России. Однако не следует забывать и о других целях. То, что принято называть «политическими очками», работа на имидж, поиск своей аудитории. Именно на это может рассчитывать десятка аутсайдеров. Пусть и не преодолеть заветный барьер, но всё же заявить о себе как о силе, имеющей определённый политический вес – вот что станет целью зелёных и патриотов, пенсионеров и яблочников. А это тоже многого стоит.
А для нас, для избирателей дело за главным – узнать, что собой представляет каждый из кандидатов, и определиться со своими симпатиями. Не упускайте момент, дамы и господа, наслаждайтесь ассортиментом – не факт, что в следующий раз, спустя пять лет, он будет столь же широк.
Источник фото: dontpa.ru