Стоит ли менять Воронкова на Голодяева
Сергей Зимин
Сергей Зимин
В свете анонсированного  в прошлом году на федеральном уровне перехода в трехлетний срок полномочий по управлению общеобразовательными учреждениями от муниципалитетов к регионам вопрос о том, кто должен «рулить» школами, лицеями и гимназиями в Пензенской области, весьма актуален.

23232323.jpg

Ольга Васильева, глава в ту пору Минобрнауки РФ, ныне разделенного на два ведомства, рассказывая об этом проекте, утверждала, что таких субъектов, где можно было бы оставить муниципальное управление, нет. Пензенская область, стало быть, не исключение. Теме возможного процесса такого перехода в нашей области портал «Пенза-Онлайн» уделял внимание неоднократно.

При этом мы неизменно выступали за то, что назрела необходимость возвращения к региональному управлению в системе образования. И, соответственно, за необходимость упразднения такой структуры как управление образования города Пензы. 

Задавались мы вопросом и личности, которую было бы предпочтительнее видеть в качестве руководителя образовательного процесса в регионе. Даже соответствующее голосование провели, предложив на выбор две кандидатуры — ныне действующих министра образования Пензенской области Александра Воронкова и начальника управления образования города Пензы Юрия Голодяева.

Проголосовавшие сделали свой выбор в пользу главы регионального минобра. Причем по рейтингу Александр Воронков значительно превысил показатель Юрия Голодяева. Казалось бы, вариант более чем очевиден. Однако не все здесь так однозначно. У не такой уж и малочисленной группы читателей, в том числе и из педагогической среды, несколько иное мнение.

По большому счету, возможная замена одного из упомянутых руководителей другим будет из категории «хрен редьки не слаще». При желании существенные недочеты можно выявить что у того, что у другого. Только о «голодяевских» общественности становится известно чаще. По причине того, что школьное хозяйство в Пензе на фоне других муниципалитетных, само собой, наиболее загружено, и для общерегиональных СМИ наиболее доступно. О каких-либо недостатках сообщать в подконтрольных местных властям «районках» не шибко-то принято. И «журналисты из Пензы» для освещения реальных проблем, в том числе и школьных, выбираются не так уж и часто.

Однако некая определенная тишь да гладь не есть свидетельство того, что в районах все чинно-благородно. Об этом порою становится известно из пресс-релизов областных Прокуратуры или Роспотребнадзора. Об этом порою все же сообщается в общерегиональных СМИ. Некоторые особенности с упоминанием действий министра смакуются считающимися одиозными частными интернет-ресурсами. Не остаются в стороне и общественники, временами указывающие на события, о которых Александр Воронков предпочитает умалчивать.

Говоря о возможной замене одного из «главных учителей» на другого, можно было бы процитировать известное математическое правило: «От перемены места слагаемых сумма не меняется». И это выглядело бы несколько символично на фоне того, что один из руководителей в пору своего учительства обучал школяров математике. Однако при подобной замене в случае упразднения или существенного сокращения полномочий управления образования сумма попросту не может не измениться.

Парадоксально, но неоднократно доводилось слышать, что Голодяев выглядит более харизматично, чем Воронков. Хотя список управленческих должностей в карьере более молодого Александра Геннадьевича выглядит посолиднее, чем у коллеги. Помимо руководства в чисто образовательной сфере он поработал в должности замначальника регионального управления внешней политики, «порулил» как глава администрации Бессоновского района, а также в качестве начальника областного департамента информационной политики и СМИ. Словно герой Михаила Пуговкина в фильме «Штрафной удар», заведовавший в своем районе животноводством, после чего переведенный на руководство спортом.

С другой стороны, многими Воронков характеризуется как  хороший исполнитель, но инертный руководитель, не склонный к инициативам. Многими педагогами вспоминается множество «прожектов», присущих временам руководства главным образовательным ведомством региона Светланой Копешкиной. Правление Воронкова этим не отличается, что теми же учителями расценивается с положительной стороны. Спору нет, бесполезные и бестолковые нововведения не нужны. Но те, что могут оказаться в чем-то продуктивны в региональной системе образования, все же необходимы.

На фоне Воронкова Голодяев может выглядеть более открытым и доступным. По крайней мере, он предоставлял журналистам номер своего телефона для прямого общения. По мере возможностей отвечал на вопросы, может, и выходящие за рамки его компетенции как руководителя муниципального учреждения, но все же касающиеся вопросов образования в целом. А о том, каким образом склонен отвечать на вопросы нынешний министр, было сказано в одном из наших материалов. И его неоднократные отсылки к руководителям муниципалитетов тоже свидетельствуют в пользу передачи управления образовательными организациями регионам.

Считается, что при Голодяеве в качестве руководителя главного образовательного ведомства региона упразднение пензенского городского управления образования может пройти менее болезненно. Что может иметь под собой основание ввиду того, что при нем, имеющем большее чем нынешний министр представление о наикрупнейшем муниципальном образовательном хозяйстве, будет проще освоить финансовые потоки, идущие сейчас на областной центр. Как и оперативно решать вопросы здесь же по организации питания, комплектованию школ, закупке оборудования, и т.д. И более удобно будет подстроиться под обозначенную федеральную политику.

Возможно, что Воронков и Голодяев не самые идеальные фигуры для руководства объединенной системой образования региона. Да, хрен редьки не слаще. Хорошо, если вдруг обозначится у нас более достойная фигура, способная произвести реорганизацию в наилучшем виде здесь и сейчас. Но при отсутствии таковой возникает необходимость выбирать наименьшее из двух имеющихся зол.

Похожие статьи